Рушания Ахметшина
Праздник русских народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным русским народным играм, русскому языку, творчеству. Воспитывать любовь к своей Родине.
Роли: первый скоморох, второй скоморох – взрослые; Иван, Медведь, Богатырь - дети.
Оборудование: 2 деревянные ложки, напольная кукла-медведь, игра «Городки», канат, столы.
Ход.
Выбегают два скомороха.
Первый скоморох:
Публикация «Праздник русских народных игр» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2013
Здравствуйте, ребята! Я спешил к вам, торопился, Чуть с коня я не свалился.
Второй скоморох:
А я на берёзу налетел, Носом пять кустов задел, А потом чуть не упал. Наконец я к вам попал.
Первый скоморох:
Внимание, внимание! Собрались мы позабавиться да потешиться, Пошутить, поиграть, посмеяться.
Новость вам сказать желаю…
Второй скоморох: Так давай, говори скорей!
Первый скоморох: Хотите новость узнать, Тогда нужно поплясать.
Исполняется танец р. н. м. «Пойду ль, выйду ль я»
Первый скоморох:
Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки. А какая новость? Новость первая: Лошадь ела кашку, А мужик овёс, Лошадь села в сани, А мужик повёз.
Новость вторая: В синем море –океане Кит уселся на диване, Только ложки услыхал, Плавниками замахал.
Проводится игра с ложками.
В каждой команде все выстраиваются друг за другом. По сигналу начинают передавать деревянные ложки от игрока в хвосте колонны к игроку в начале. Ложку кладут стоящему впереди за шиворот. Побеждает та команда, в которой у крайнего игрока быстрее ложка окажется в руках.
Первый скоморох:
Ай, да дети молодцы! Поиграли от души!
Второй скоморох:
Быстро в круг вставайте, и игру «Сиди Яша» начинайте.
Проводится игра – хоровод «Сиди Яша».
Дети встают в круг, в кругу стоит «Яша» (выбирается с помощью считалки). Ему завязывают глаза. Все дети поют попевку:
«Пришла матушка –Весна, Отворяйте ворота! Первым март пришёл, Белый снег сошёл. А за ним пришёл апрель, Отворяй окно и дверь. А уж как пришёл к нам май, Солнце в терем приглашай!»
После попевки «Яша» подходит к любому ребёнку, стоящему в кругу, и должен узнать, кто это. Игра проводится 2-3 раза, после чего выбранная девочка становится «Яблонькой». В конце игры дети убегают от «Яблоньки» на стульчики, а она пытается их поймать.
Первый скоморох:
Продолжается веселье у нас. Впереди нас ждёт деревня «Меткий глаз».
Дети становятся друг за другом, берутся за руки и идут за скоморохами. К ним выходит Иван.
Иван (ребёнок) :
Добры молодцы и красны девицы! В мою деревню заходите, Свою меткость покажите.
Второй скоморох:
Внимание! Внимание! Начинаем соревнование!
Иван: В городки со мной сыграйте, Да жетоны получайте.
Игра «Городки»
Скоморохи строят из чурок или кубиков пирамидки. Нужно бросить палку (биту) и сломать постройку.
Иван: До свиданья, детвора, дальше в путь вам пора.
Дети змейкой идут в другую «деревню».
Первый скоморох: Деревня «Богатырская» (изображает силача).
Выходит Богатырь (ребёнок).
Богатырь: В нашей деревне силой хвалятся. Ну-ка покажите силушку богатырскую.
Игра «Цепи»
Играющие делятся на две команды. Они берутся за руки и встают шеренга против шеренги, ведя переговоры.
- Цепи кованые, раскуйте нас! - Кем из нас? - Колей, Машей. Коля бежит, стараясь разорвать противоположную цепь, если разорвал, то забирает одного из этой команды, если не разорвал - остаётся в этой команде.
Богатырь: А своей силой хотите померяться?
Желающие дети делятся на две команды: «Чайники» и «Самовары».
Проводится игра «Силачи»
Дети садятся за столы и мерятся силой рука в руке. Богатырь со скоморохами считают победы и поражения и объявляют, кто победил «Чайники» или «Самовары».
Первый скоморох: Ну, ребята, молодцы, ну, ребята, удальцы!
Второй скоморох: Время быстро летит, торопиться велит.
Первый скоморох: Мы проходим через лес, полный сказочных чудес.
Дети идут змейкой через «лес».
Второй скоморох: На полянке посидим, Что вокруг здесь поглядим.
Дети садятся на стульчики.
Первый скоморох прислушивается и жужжит: «ж-ж-ж», отмахивается.
Второй скоморох: Пчёлки летают, Медок собирают!
Игра «Цветы и пчёлы»
Дети по считалке делятся на две команды. Одна команда - пчёлы, другая цветы. После слов: «Пчёлки, пчёлки, жальца-иголки, Серые, малые, крылышки алые». Пчёлы ловят цветы. Пчела, поймав цветок, говорит ему: «Замри». Когда пчёлы переловят все цветы, они меняются ролями, и игра продолжается.
Второй скоморох: Время быстро летит, торопиться велит. Вот пришли в деревню хорошую, деревню скоморошечью: топ - топ, топ-топ, стоп!
Воспитатель: Небылицы в лицах, Сидят в теремах-светлицах. Щёлкают орешки, Да творят потешки. Посидим-ка и мы, отдохнём. А небылиц-забавниц, В гости позовём!
Выходят 2 мальчика и 2 девочки (поют небылицы).
Первый мальчик: Вы послушайте, ребята, Небылицу вам спою. Вместо кренделя – баранки, Проглотил мужик дугу.
Первая девочка: На берёзе сидит заяц, Книжку вслух читает, Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает.
Второй мальчик: У козла в бороде, Живут две лягушки. На спине сидит медведь, Держится за ушки.
Вторая девочка: По реке плывёт корова, Обгоняя пароход. На рогах сидит ворона, И соломинкой гребёт.
Все вместе поют припев: Опа, да опа, зелёная ограда, Если было всем смешно, Да нам того и надо.
Ребё нок: Загадаю вам загадку.
Дети: А какую?
Ребё нок:
Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу?
Дети: Медведь.
Ребё нок: Ну- ка, Миша, появись, Ну-ка, Миша, поклонись, Покажи свою науку, Выкини какую -нибудь штуку.
Появляется ребёнок с напольной куклой-мишкой, приплясывает.
Проводится игра в «Медведя»
Медведь переваливается с ноги на ногу, топчется в бору, рычит, потом ложится на землю, и делает вид, что спит. Дети приходят с «лукошком» в бор, щиплют траву, словно собирают годы и грибы, и при этом поют:
У медведя во бору Грибы – ягоды беру, А медведь не спит, Всё на нас глядит. А потом как зарычит, И за нами побежит! Медведь ворочается, потягивается. Затем встаёт и начинает гоняться за детьми. Кого поймает, отводит в бор. Кто успеет убежать в дом, того медведь не трогает.
Первый скоморох: Ай, да русская потеха! Сколько шума, сколько смеха!
Проводится игра «Перетяни канат».
В игре участвуют все герои праздника.
Два скомороха: Мы танцоры и певцы, Удальцы и молодцы! Голосом пляшем, Ногами поём, В общем и целом, прекрасно живём!
Дети ручейком выходят из зала.
Литература: «Музыкальная палитра»№2 2008г. Изд. ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра» г. Санкт-Петербург. «Фольклорный праздник» Г. М. Науменко. Изд. ЛЕНКО-ПРЕСС г. Москва.
2000г. «Дошкольное образование» №20 2010г Издательский дом «Первое сентября» г. Москва.