Ирина Мотовилова
Праздники как средство художественно-эстетического развития дошкольников (выступление на семинаре из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федеральных государственных стандартов дошкольного образования заставляет нас пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Для меня, как музыкального руководителя, всегда был актуальным поиск наиболее эффективных форм, методов и приёмов в музыкальном воспитании и образовании детей с целью их успешного художественно-эстетического развития. В тексте Стандарта дается пояснение к этой образовательной области, из которого следует, что главное для педагога – заинтересовать детей, воспитать у них эстетические чувства и потребности, способность наслаждаться и получать удовольствие от доступных восприятию дошкольников произведений искусства.
Публикация «Праздники как средство художественно-эстетического развития дошкольников (выступление на семинаре из опыта работы)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
На мой взгляд, праздник выполняет эти задачи, и всегда будет занимать особое место в художественно-эстетическом развитии детей. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Создать соответствующий эмоциональный настрой на тот или иной праздник помогает тщательно составленная программа. Я продумываю тему, форму программы, подбираю музыкально-литературный материал, уделяю особое внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению зала учитывая конкретные условия нашего детского сада, опыт педагогического коллектива и каждой возрастной группы в отдельности. Стремлюсь к тому, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. В программе праздника предусматриваю все : продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция праздника носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.
Распределение музыкальных номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу: я предлагаю каждому ребенку выступление по его силам, возможностям и наклонностям. Более способным детям поручаю наиболее ответственные номера. Дети, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе или застенчивы, участвуют в более легких, но интересных для них заданиях – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Главное, чтобы ребенок не почувствовал обидной снисходительности, недоверия к его возможностям.
Если взрослые участники праздника четко определяют свое участие и многократно повторяют свои роли, то дети благодаря систематической работе на музыкальных занятиях, четкому перспективному планированию освоения музыкального материала спокойно, без спешки и переутомления готовятся к празднику. Стремясь сохранить свежесть детского восприятия, непосредственность их эмоций, я продумываю индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, на которых мы с детьми готовим «номера-сюрпризы», «номера-неожиданности» для других участников праздника. Этот прием позволяет хорошо мотивировать как детей-исполнителей на выразительное исполнение песни, танца, или инсценировки, так и заинтриговать ожиданием чего-то нового детей-зрителей. Такой подход позволяет незаметно для детей разучить с ними весь необходимый музыкальный материал праздника.
Музыкальный и литературный репертуар, я собираю, думаю, как и другие музыканты, по крупицам из разных источников: журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», музыкальное приложение к программе «Ладушки», разные интернет сайты. Одна из недавних новинок интернет пространства Электронный 3D журнал «Музыкальный оливье». Он богат новыми современными песенками (с нотами и готовыми фонограммами, сценариями, играми и другими практическими моментами для работы с дошкольниками. Ссылка на сайт представлена на слайде, здесь можно приобрести журнал. /https://www.art-olive.ru/jurnal.html /
Театрализованные моменты праздника в исполнении взрослых радуют и развлекают участников праздника, а инсценировки в исполнении детей еще более ценны для их развития. Подготовленные к осенним праздникам сказки наши дети с удовольствием показали не только гостям праздника, но и детям других групп, но уже в рамках «Фестиваля осенних сказок», в котором приняли участие все возрастные группы нашего детского сада. Одну из инсценировок мы предлагаем вашему вниманию.
Красочность, торжественность, разнообразие празднику придает оформление — специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты.
Убранство зала, органически связанное с содержанием события, вызывает у детей эстетические переживания, создает радостное праздничное настроение, вдохновляет их на творчество.
Тематическое оформление зала меняем в течение года как минимум четыре раза: осенняя тематика, Новый год, весна и тема выпуска и лета.
Варианты оформления нашего музыкального зала приходится самим придумывать, искать, изготавливать, создавать. Учитывая особенности нашего зала стремимся, чтобы оформление было эстетичным, стильным, практичным, нетрудоемким в изготовлении, экономичным по денежным затратам, многофункциональным.
Особое внимание обращаем на организацию сюрпризных моментов. Неожиданные и веселые ситуации всегда вызывают у детей бурю эмоций. Дошкольники оживляются, их деятельность активизируется.
Я уверена, что каждый из нас имеет в своей копилке множество разных идей, главное, чтобы сюрприз был хорошо исполнен. Используем световые и шумовые эффекты, для новизны восприятия привлекаем родителей к исполнению ролей, продумываем характеры героев, исполняемых взрослыми и, конечно же костюмы для ряжения героев праздника. Всем костюмам стараемся придать «правдоподобность», яркость, эстетичность. Парики, бороды, аппликация на костюмах выполнены своими руками. Артистичность наших педагогов и родителей позволяет мне реализовать на праздниках интересные моим детям идеи и сюрпризы. Например, в наш детский сад в Новый год приходит удивительный Музыкальный Дед Мороз…
На выпускном празднике у нас была самая настоящая Фрекен Бок – «правдоподобность» ее костюма, созданного в нашей «детсадовской швейной мастерской» покорила и детей и взрослых, мы хотим вам его продемонстрировать. /выход Фрекен Бок/
Озорная Маша, из известного мультфильма, всем знакома своим ярким сарафаном. Наша Маша вот такая! /выход Маши/
После небольшой переделки казалось бы старые и немодные вещи превратились в костюм Белоснежки. /выход Белоснежки/
Яркая Матрешка - частый гость не только наших праздников, музыкальных досугов и занятий. /выход Матрешки/
Борода – отличительная черта внешности некоторых героев. Вот такой бородкой обзавелся наш Хоттабыч – обычная нить для вязания мочалок, навязывается на основу и выстригается нужной формы. /выход Хоттабыча/
Еще хотелось бы представить два костюма это Лето… и Осень… /выход Лета и Осени/ Сшитые из яркой ткани, украшенные аппликацией они, безусловно, оказываются в центре детского внимания на любом празднике.
Родители наших воспитанников сегодня представили вам часть постоянно обновляемой и пополняемой коллекции костюмов для взрослых, создаваемой под девизом: «Просто, нарядно, удобно, недорого» (по денежным затратам).
Хорошей традицией в нашем детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляем оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Впечатления от праздника закрепляются на музыкальных занятиях, которые строятся несколько иначе, чем обычно. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились, обменяться впечатлениями о празднике. Дети повторяют их в камерной обстановке с большим увлечением, проявляют творческую инициативу, меняются ролями и еще раз получают удовольствие от музыкально-художественной деятельности.
Таким образом, хорошо организованный праздник – важное средство художественно-эстетического развития детей. На празднике дети не только показывают свои достижения и исполнительские возможности, но и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.