Елена Чувичкина
Предметно-развивающая среда музыкального зала ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда музыкального зала ДОУ
Музыкальный зал — это образовательная среда для дошкольников, он также является духовным центром дошкольного учреждения, пространством для всестороннего музыкально-эстетического развития детей.
Обязательной частью воспитательной программы в ДОУ являются музыкальные занятия в рамках, которых дошкольники приобретают основные теоретические знания, практические навыки исполнения музыкальных произведения, а также умения игры на основных музыкальных инструментах.
Публикация «Предметно-развивающая среда музыкального зала ДОУ» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Оформление зала в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В музыкальном зале детского сада проводится не только образовательная деятельность, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому в этом помещении так важно соблюдать требования СанПиНов и правила противопожарной безопасности.
Основным принципом оснащения музыкального зала в детском саду становится безопасность, эффективность и вариативность творческого пространства. В соответствии со специфическими особенностями образовательной области «Музыка» пространство музыкального зала условно делится на определённые зоны.
1. Рабочая зона: это пространство формируется рядом с окнами, в этой зоне присутствуют небольшие рабочие столы. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями. Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. В музыкальном зале это место в основном предназначено для интегрированных музыкальных занятиях (музыка+изо). Здесь дети могут выразить свои эмоции посредством красок, карандашей, цветной бумаги, пластилина. Поскольку такой уголок ИЗО нужен далеко не на каждом музыкальном занятии, то иногда он быстро устанавливается непосредственно перед его проведением.
2. Активная зона: здесь созданы условия для выступлений, подвижных игр, танцевальных упражнений. Это большое и свободное пространство без мебели, полок и декораций для того, чтобы дети могли свободно двигаться под музыку. Игровые материалы или реквизит для танцев приносятся в эту зону по мере необходимости и не хранятся тут постоянно. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
3. Спокойная зона: самая приоритетная и значимая в музыкальном воспитании, здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента. Фортепиано расположено таким образом, чтобы муз. руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Стулья, где дети могут сидеть, также здесь можно использовать мольберты, на которые можно поставить музыкальный материал, столики, если нужно поставить или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации предметно-развивающей среды «глаза в глаза». Здесь же расположены столы, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, материал для слушания и экспериментирования со звуком.
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды музыкального зала предусматривает установку в помещении мульмедийного оборудования. Оно важно для осуществления интеграции образовательных областей, делает более разнообразным музыкально-дидактический материал, позволяет максимально заинтересовать детей и сформировать у них целостную картину окружающего мира.
Оформление музыкального зала меняется в соответствии времени года и мероприятий проводимых в ДОУ.
В музыкальном зале также расположен стенд «Музыкальный уголок», в котором находится информация для детей, родителей и педагогов.
В дополнение музыкального зала в ДОУ есть методический музыкальный кабинет. В музыкальном кабинете для знакомства детей с музыкальным искусством имеется фонотека, содержащая записи, классической, современной и народной музыки, детских песен, музыкальных сказок, и др. Имеется большая подборка методических журналов для музыкального руководителя. В музыкальном кабинете есть стеллажи с детскими музыкальными инструментами, портретами русских и зарубежных композиторов. Также здесь находится картотека музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха, динамики, чувства ритма, звуковысотного слуха, для определения жанра музыкального произведения, для развития детского творчества. Есть стеллажи с методической литературой, методическими разработками, картотеки игр, сценарии праздников, развлечений и театрализованных постановок, документы по диагностике образовательно-воспитательного процесса и документация музыкального руководителя в которую входят нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность музыкального руководителя. Здесь же расположен материал по театрализованной деятельности, куклы разных видов театра.
В нашем музыкальном зале оборудовано место для хранения театрального реквизита и декораций.
Также оборудована костюмерная, в ней находится большая коллекция театральных костюмов для детей и взрослых, атрибуты к праздникам и театральным постановкам, оформление для музыкального зала.
Вывод: Компоненты развивающей среды нашего музыкального зала соответствуют развитию детской музыкальной деятельности: восприятию, воспроизведению и творчеству, и обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала дошкольников занимающемся в музыкальном зале. Благодаря грамотно подобранной развивающей среде музыка делает ребёнка коммуникабельнее, приучает к труду, воспитывает в нём терпение, силу воли, усидчивость, совершенствует эмоции, даёт особое видение окружающего мира, сохраняет и укрепляет здоровье с учётом особенностей и коррекции недостатков развития. И я, как музыкальный руководитель стремлюсь сделать развивающую среду музыкального зала более насыщенной, трансформируемой, вариативной и доступной для детей.