МААМ-картинки

Предметно-развивающая среда в педагогике по Монтессори

Ирина Тормозова
Предметно-развивающая среда в педагогике по Монтессори

Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!

Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов, к которыми ребенок действует по подготовленной учителем программе. Педагог не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо.

Публикация «Предметно-развивающая среда в педагогике по Монтессори» размещена в разделах

В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном коврике или столике, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.

Основная идея метода Марии Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Этот результат достигается с помощью подготовленной среды, который учитель создает, исходя из психологических потребностей ребенка. Эта среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития: ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА

Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки, ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть стол и даже полировать серебро.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память.

ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ

Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Позволяет систематизировать знания об окружающем мире, изучая основы физики, ботаники, географии, анатомии и других естественнонаучных дисциплин, а также познать свое место в мире.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо с вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям. Мы поможем организовать Вам пространство для жизни вашего малыша с наибольшей пользой.

Для этого, мы предлагаем вам ознакомиться с перечнем (номенклатурой) материалов, которые помогут вам создать домашнюю развивающую среду в духе педагогики Марии Монтессори.

Предметы для развития движений и умения владеть своим телом:

1. Деревянная кроватка с 'заборчиком'

2. Высокий детский стульчик с низенькой табуреткой

3. Детский столик и два стульчика

4. Машинка-бегунок

5. Деревянный детский велосипед без педалей

6. Домашний маленький трехколесный велосипед

7. Качели без спинки

8. Спортивные детские кольца

9. Спортивный канат с узлами

10. Лесенка с 5-8 ступеньками

11. Горка

12. Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке

13 Мячи большие и маленькие

14. Детские деревянные брусья для первых самостоятельных шагов

15. Деревянная лесенка с широкими ступеньками с двух сторон

16. Большая ванна или надувной бассейн для плавания и игр в воде

17. Жесткие и мягкие коврики для ползанья

18 Тактильная дорожка

19. 'Линия' на полу для координированного движения

20. Низкие мягкие кресла 'мешки'

21. Подушки, перинки и маты для кувыркания

Предметы для развития умений практической жизни:

1. Детская вешалка для одежды

2. Детская полка для обуви

3. Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок

4. Детские совки для обуви

5. Корзинка с кошельками и кармашками с различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки)

6. Зеркало и расческа

7. Зубная щетка, стаканчик, детская зубная паста

8. Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук

9. Предметы для пересыпания зерна ложкой

10. Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд

11. Предметы для пересыпания крупы из сосуда в сосуд

12. Губка в тазике для выжимания

13. Предметы для открывания и закрывания крышек

14. Предметы с застежками : с пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками

15. Предметы для уборки стола

16. Предметы для подметания мусора на полу

17. Детские чашка, кружка, стакан, пиала

18. Детские вилка, ложка, нож

19. Нож для резанья банана

20. Нож для чистки огурца

21. Предметы для мытья посуды

22. Лейка для полива комнатных растений

23. Предметы для посадки семян

Специальные материалы для развития мелкой моторики:

1. Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр, бегемот, слон, барашек, обезьяна и т. д.)

2. Крупные натяжные деревянные бусы: некрашеное дерево и деревянные формы основных цветов (шары, призмы, пирамиды, кубы, овоиды)

3. Прищепки в корзинке

4. Деревянные формы для нанизывания на шнурок

5. Большие и маленькие стаканчики-вкладки

6. Деревянные 'гвоздики' с молотком

7. Простейший пластмассовый конструктор 'Lego'

8. Пирамидки разных форм и размеров

Предметы, помогающие развитию сенсорики (зрения, слуха, тактильного и стереогнотического чувства) :

1. Блоки цилиндров

2. Розовая башня

3. Деревянные кубики

4. Дощечка с тремя вкладками

5. Деревянные пазлы с картинками и геометрическими формами

6. Кубики Никитина 'сложи узор'

7. Игра в 4 шарика

8. Карандаши в цветных стаканчиках

9. Деревянный ящик с фигурными вкладками

10. Натяжные бусы из деревянных форм

11. Натяжные бусы из тактильных мешочков

12. Корзинка с лоскутками

13. Объемные формы и их проекции

14. Колокольчики и бубенцы

15. Бубны и ксилофоны

16. Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм и пр.

Специальные предметы для развития языка :

1. Материал 'предмет-картинка' (домашние и дикие животные)

2. 'Говорящие' зверушки

3. Шершавые буквы и слоги (некоторые)

4. Письменный подвижный алфавит (некоторые буквы)

5. Рулон бумаги и мелки для рисования

6. Книжки-картинки

Вальдорфская педагогика

Цели и задачи:

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Основой Вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.

В первые 3 года своей жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить в непосредственном контакте прежде всего с матерью или с ухаживающим за ним лицом (няней). После того как около 3 лет ребенок начинает говорить о себе «я», т. е. появляется и укрепляется сознание «Я», а также наступают известные изменения в его поведении, например, возникают новые формы игры (свободная ролевая игра, ребенка можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.

Задача вальдорфского образования – разностороннее обучение малыша. Такое обучение, когда затронуты и голова, и сердце, и руки. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. Таким образом, в учениках формируется внутренняя потребность к познанию, что позволяет отказаться от системы соревновательных оценок и показателей.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда группыПредметно-развивающая среда группы Уважаемые коллеги,хочу предложить вашему вниманию предметно- развивающую среду в моей уже старшей группе. Этим летом у нас в ДОУ был капитальный.

Музыкальная предметно-развивающая средаМузыкальная предметно-развивающая среда Одним из показателей уровня музыкального развития детей является самостоятельная музыкальная деятельность. Большое значение для развития.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Моя предметно-развивающая средаМоя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда .

Предметно развивающая среда — фотоэкскурсияПредметно развивающая среда — фотоэкскурсия Вот и наступила долгожданная весна. Природа просыпается от зимней спячки. Это пробуждение положительно влияет на людей - хочется жить, творить,.

Предметно-развивающая среда группыПредметно-развивающая среда группы Коллеги, хочу представить вашему вниманию фотоотчет нашей предметно-развивающей среды. 1. Уголок природы, который оснащен дидактическими.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ В нашей детском саду каждый воспитатель старается сделать все, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность пребывания детей в детском.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в педагогике по Монтессори
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 14:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД