Ирина Семенова
Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело ученых к выводу, что на каждом возрастном этапе складывается как бы определенный «этаж», занимающий свое место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему этапу, но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.
Публикация «Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. Известно, как ярки и неповторимы бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они таковы. И не каждый переносит во взрослую жизнь умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах. А это очень нужно людям, потому что такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Значит, нельзя упускать возможности расширить, углубить способность к образному познанию, для развития которой дошкольный возраст создает особо благоприятные условия. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.
Крупнейший ученый А. В. Запорожец говорил, что целью дошкольного обучения должна быть амплификация детского развития, т. е. его обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив. Для умственного развития ребенка 2-3 лет это, прежде всего формирование его восприятия, образного мышления, воображения.
Развитие детского восприятия включает ознакомление детей с цветом, величиной, формой и пространственным расположением предметов. С точки зрения современной детской психологии главное, чтобы ребенок овладел способностью распознавать свойства окружающих предметов и учитывать их при выполнении разнообразных действий.
Главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностями к замещению и пространственному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.
Употребление заместителей возникает в сюжетно-ролевой игре, когда ребенок палочкой замещает термометр, видит в кукле больного ребенка, а сам изображает доктора.
Таким образом, введение предметов-заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления, воображения.
Эта работа начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, говорим: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинаем «чистить и есть яичко»; надев большое кольцо на локоть, покачиваем им – «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете : «Попробуй мой пирожок!» или: «Это у тебя пирожок? Дай я попробую.»
Затем организуются игры с использование предметов-заместителей, обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.
По мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает кольцо на голову – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка», тянет колечко по столу – «машина» и др.
Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среде :
из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов : ложки, утюжки и др. ;
создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка – кубик);
заводится коробочка с «бросовым материалом» - палочками, кубиками, колечками и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.
Побуждать детей к поиску предметов-заместителей можно при помощи проблемно-игровых ситуаций («В кукольном уголке нет кроваток. Как уложить кукол спать? Надо построить кроватки из кирпичиков»). Важно показать детям возможность использования одно и т ого же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – ложка, градусник, расческа) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.
Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами : расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.