МААМ-картинки

Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников  «Логическая азбука»

Надежда Белова
Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников  «Логическая азбука»
▼ Скачать + Заказать документы

Ценность дошкольного возраста в развитии личности – неоспоримый факт.

Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную деятельность.

Современные исследования показывают, что развитие логики в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на речь ребенка, развивает культуру мышления. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны уметь самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выявлять закономерности, обобщать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

Публикация «Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников  „Логическая азбука“» размещена в разделах

На развитие вышеизложенных качеств и направлена данная программа.

Целью программы является формирование и развитие основных способов мыслительной деятельности.

Задачи

1. Всесторонне развивать психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь

2. Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление

3. Способствовать развитию умственных действий : анализ, синтез, сравнение, обобщение

4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т. д.

5. Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ

6. Формировать навыки ассоциативно-образного мышления

7. Развивать самосознание, уверенность, групповую сплоченность

Дидактические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей. Они активизируют психические процессы, вызывают интерес к процессу познания и что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В дидактических играх и упражнениях детей привлекают необычность постановки задачи (догадайся, найди, сравни и т. д.) и способ её подачи (помоги герою).

Реализуя задачи, очень важно соблюдать принципы освоения программы - успех ребенка в самом начале обучения – обязательное условие рождения интереса к знаниям.

1- принцип: Начинать занятия с посильных для детей задач.

Поэтому начинаем с наиболее лёгких и простых упражнений, таких как «Подбери пару» (различие в цвете, форме, размере, классификация предметов по общему и по отдельному признаку. Темы берутся различные: ягоды-деревья-цветы, овощи-фрукты, птицы-рыбы-звери и другие. (с мячом)

С каждым этапом игры усложняются.

2 - принцип: Обеспечивать самостоятельность в поиске решений поставленной задачи.

Не следует показывать ребенку, как надо выполнять задание. Лучше задать наводящие вопросы, предложить несколько вариантов ответов или вернуться к более легкому подобному заданию. Самостоятельное правильно найденное решение – основа формирования уверенности в себе.

3 - принцип: Предоставлять возможность получения заслуженных поощрений за успех, за то, что ребёнок сумел показать знания.

Заслуженные поощрения формируют адекватную самооценку ребенка, и большинство детей понимают, адекватна оценка или нет.

4 - принцип: На каждом этапе обучения новому способу мыслительной деятельности оказывать необходимую меру помощи. Это также необходимо для придания ребенку уверенности в собственных силах.

Существует много способов оказать ребенку действенную помощь.

1. На начальном этапе обучения – «делай как я». Ребенок осваивает способы действия.

2. Второй этап «Я начну, а ты продолжи» - ребенок способы действий усвоил, но применять в новых условиях еще не может.

3. Третий этап – «Делай сам, я помогу». Ребенок усвоил способы действия, умеет применять, но в задания вводятся усложнения, над которыми он размышляет и затрудняется выполнить.

4. Четвертый этап – этап, когда ребенок уже достаточно хорошо может размышлять, делать выводы, доказывать их и т. д. Ребенок может самостоятельно решать сложные, для его возраста, задания. Здесь ему необходима только психологическая помощь. Это мера эмоционального настроя на успех. «Ты все можешь сделать сам. У тебя получится». Все меры помощи уместны на каждом возрастном этапе.

5 - принцип: Соблюдение этапов овладения способами мыслительных операций.

- освоение признаков предметов

- классификация, обобщение

- сравнение

- анализ и синтез

- конкретизация

двигаться вперед можно только тогда, когда ребенок без труда справляется с заданиями этапа. Следует возвращаться к заданиям вызывающим затруднения.

6 – и главный принцип: Обучение в игре, в деятельности.

Игра в дошкольном возрасте занимает основное место. Поэтому все задания, упражнения игровые.

Используя дидактические игры и упражнения по развитию логического мышления, следует особо тщательно соблюдать выше приведённые правила, так как неуспех ведёт к снижению интереса и нежеланию работать, а главное - снижает веру ребёнка в собственные силы.

Использую такие игры и упражнения:

1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.

2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.

3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.

4. «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.

5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.

Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.

1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)

2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.

3. «Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.

4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.

5. Нахождение ресурсов системы, т. е. как по-новому можно использовать определённый объект.

6. Хитрые задачки, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т. д.

Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов. Поэтому в своей работе использую такие игры:

1. «Что изменилось?», «Чего не стало?», - на развитие зрительной памяти.

2. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал?», - развитие слуховой памяти.

3. «На что похоже?», «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии, образной памяти.

4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.

5. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту.

Большое внимание уделяется словесным упражнениям: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Подбери слово», «Так бывает или нет?». Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей: ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Например, детям предъявляем текст:

Осёл, поднимаясь в гору, встретил муравья и спросил его: «Высокая ли трава на горе?» -«Да, на горе трава высокая и густая, как лес» -ответил муравей. Поднявшись на гору, осёл не смог ущипнуть ни одной травинки. Тогда осё л подумал: «Почему муравей меня обманул?»

Вопросы: Обманул ли муравей осла? Какая трава росла на горе на самом деле? Почему муравей сказал, что трава на горе густая и высокая, как лес?

Такие упражнения развивают у детей абстрактно-логическое мышление в степени понимания явного и скрытого смысла рассказа, а самое главное, учат детей рассуждать, доказывать.

Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например: «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих?»

Большое место в развитии логического мышления занимают игры - ТРИЗ на основе литературных текстов, цель которых, снижение шаблонности мышления. Решая задачи, встающие перед персонажами, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить, гуманно разрешать проблемы.

Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности их мышления. Здесь на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература, и конечно же эксперименты. Так, например, сначала я предлагаю детям послушать небольшой текст: «Серёжа нашёл на берегу, какой - то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме: «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный…» Мама спросила: «Как ты догадался, что шарик не деревянный?»

Вопрос: Как ты думаешь, что ответил Серёжа?

Дети высказывают свои предположения на основе слухового восприятия, а потом мы проводим опыт с деревянным и металлическим шариками. И уже на наглядной основе дети подтверждают или опровергают свои выводы.

Во время прогулок мы устанавливаем с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. Например, такие вопросы, как: Что было бы, если бы? Верно ли сказано: «Ветер дует, потому что деревья качаются?» или «На улице лужи, потому что мы надели сапоги? и т. д. - помогают детям устанавливать причинно - следственные связи между явлениями природы.

Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему?» озадачиваю ребё нка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?» - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать.

Развитие логического мышления невозможно без развития мелкой моторики. Все вы слышали выражение «Ум ребёнка на кончиках его пальцев». Поэтому в своей работе использую пальчиковые гимнастики, а так же такие упражнения, как: «Проведи дорожку», «Заштрихуй», «Соедини по точкам»,«Графический диктант», «Продолжи узор» и др. По моим наблюдениям, развитие логического мышления в дошкольном возрасте, значительно повышает качество речевого развития детей : обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. А это является важным показателем для успешного обучения в школе.

При помощи поэтапных, специально подобранных занятий, у детей складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы.

Казалось бы, в дошкольном возрасте рано начинать развивать у детей умение логически мыслить. Исходя из опыта, я считаю не рано. Ведь все мы знаем, что 80% развития головного мозга проходит до 7 лет, 20% на всю оставшуюся жизнь и, как правило, в школе уже бывает поздно. Работая с детьми по данной программе, я смею утверждать, что развитие логического мышления в дошкольном возрасте значительно повышает качество речевого развития детей, обогащает и расширяет словарный запас. Дети не боятся высказать свое мнение, допустить ошибку в своем высказывании.

И главный вывод из всего мною сказанного: целенаправленное развитие логического мышления в дошкольном возрасте необходимо.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Работа "Ёж-Ежович" выполнена в технике "тычкование жесткой кистью".Эту работу выполнил воспитанник дошкольного возраста, посещающий кружок.

Проектирование развивающей среды в познавательно-исследовательской деятельности Гипотеза: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников  «Логическая азбука»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 05:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников  «Логическая азбука»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Белова (УИ 262263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД