Ирина Еловикова
Консультация для педагогов «Предупреждение дисграфии у детей 6–7 лет с ТНР с использованием техник изотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
У ДОШКОЛЬНИКОВ
О чем говорит плохой почерк у ребенка?
Дело в том, что за письмо отвечает не рука, а голова.
И когда говорят, что отвратительный почерк — это плохая моторика, невнимательность, несобранность и лень, то это полбеды.
Дисграфия – это стойкая неспособность овладеть навыком письма по правилам графики несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.
Публикация «Консультация для педагогов „Предупреждение дисграфии у детей 6–7 лет с ТНР с использованием техник изотерапии“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Изотерапия в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Почерк дисграфика – это не просто некрасиво, причин для беспокойства много. Это кривые строчки и корявые буквы, которые могут быть перепутаны или пропущены, расстояние между словами неравномерное,
большое количество ошибок, помарок и исправлений.
Но при этом дислектики и дисграфики часто могут быть гораздо умнее других детей.
Как в дошкольном возрасте понять, что у ребёнка могут быть сложности с письмом/чтением?
1. Нарушенное звукопроизношение.
Но тут есть важные нюансы! Если к 5-6 годам отсутствуют 1-2 звука в речи (как правило [р] и/или [л] и ребёнок не путает/не заменят их, то в данном случае, больше затронута эстетика речи. Скорее всего, это не отразится на письме.
А если звуков отсутствует 1, 2 и больше, при этом ребёнок их заменяет на другие звуки, не дифференцирует их на слух, то страдает фонематический слух.
2. Нарушенный фонематический слух - у ребёнка сложности с различением звуков речи, при сохранном физиологическом слухе.
В таких случаях говорят: "Как слышит, так и пишет".
3. Нарушена слоговая структура слов. Ребёнок к 5-6 г. заменяет/недоговаривает /пропускает/переставляет слоги в словах. Если он ошибается часто и даже в простых словах – мама «бозотливая» (заботливая, то это сигнал для беспокойства и ждать, что «рассосется» - не надо.
4. Нарушенный лексико-грамматический строй речи. Ребёнок к 5-6 г. путает падежные окончания, не использует предлоги, неправильно изменяет и образует слова, у него сложности с согласованием слов между собой по частям речи, по родам, числам и пр. Одним словом, в речи полно аграмматизмов. "Он так смешно говорит"/ "Он же совсем малыш" – умиляются родители. Но это не смешно, а таит опасность при дальнейшем обучении в школе.
5 . Нарушены зрительно-пространственные представления. Опять же к 5-6 годам, ребёнок не ориентируется на своём теле, в пространстве, на листе бумаги (право/лево, понимание предлогов). Ребёнок не может определить последовательность действий (цифры, дни недели, времена года, последовательность картинок в рассказе - "что сначала, что потом" и пр.).
При этом нормально, если в 6 лет ребёнок «зеркалит» буквы. Это школьная деятельность. Мы говорим про дошкольные знания, умения, навыки.
6. Ребёнок моторно неловкий. Не может совладать со своим телом и с предметами. Например, сложно расположить руки на поясе, попрыгать на одной (двух, попеременно) ноге, маршировать, подкидывать/пинать/бросать мяч и пр.
7. И, конечно, в зоне риска по дисграфии/дислексии дети, посещающие логопеда (с различными логопедическими заключениями, дети с левшеством, с СДВГ/СДВ, после операций нейрохирургического характера, с наследственностью по дисграфии/дислексии.
Предлагаем серию заданий по предупреждению дисграфии у дошкольников:
1. Зрительно-моторная координация
Обведение линий, картинок по контуру со слежением глазами, с нажиманием пальцами;
«Где левая, где правая?» – определение нарисованных кистей рук на листе бумаги.
«Что забыл нарисовать художник?» - дорисовать недостающие детали на предметных картинках.
2. Ориентирование на доске, на полу, на листе бумаги в клеточку
- Работа с проявлениями зеркальности. Рисование фигур, букв и цифр на ладонях, спине. Распознавание букв и цифр не только с открытыми, но и с закрытыми глазами при тактильном обследовании способствуют состоянию
расслабленности, которая возникает после снятия напряжения и увеличивает работоспособность, предупреждает утомление.
- покажи на картинке левый верхний угол, правый нижний. верх листа, низ листа и т. д.
- нахождение нарисованных предметов относительно объекта на картинке – какая игрушка справа от девочки, кто сидит напротив, кто сзади и т. д.
- рисунки по точкам, по клеточкам;
- изображение предметов относительно объектов в центре – нарисуй справа от мальчика мяч, сверху – облако и т. д. ;
- нахождение одинаковых картинок слева направо, выделение их геометрическими фигурами или линиями;
- назови адрес сказочного героя – ориентировка по вертикали и горизонтали;
- нахождение букв, написанных зеркально.
3. Регуляция напряжения мышц
Проведение по картинкам с разным нажимом пальцами, карандашом, мелком:
- ракрасить воздушные шарики, торнадо, клубочки для котенка, осенние листья, взлет ракеты, лохматую собачку, круги в квадрате с разным нажимом поочередно обеими руками и т. д.
4. Межполушарное взаимодействие. Обведение по контуру двумя руками сразу, проведение дорожек, геометрических фигур, обеими руками одновременно проводя разные линии.
5. Развитие графо-моторных навыков.
- Нарисуй фигуру, следя за стрелкой глазами, вправо, влево;
- копирование фигур, увеличивая их размер, соединить по точкам, по цифрам, по клеточкам, по образцу, рисование от точки по контуру.
6. Развитие мышления и сенсорного восприятия.
- закрась клетки с овалами зеленым карандашом, а клетки с прямоугольниками – синим;
- придумай и нарисуй в пустой клетке ниже другую фигуру;
- какой предмет пропал? – найти логическую цепочку и дорисовать предмет;
- какая картинка лишняя? – наложенные изображения.
В ходе профилактики дисграфии у дошкольников:
– повышается произвольная регуляция, устойчивость внимания,
уровень мнестических процессов, уровень развития зрительно-моторной координации и графических умений;
– повышается уровень программирования и самоконтроля, уровень пространственных представлений;
– снимается мышечное напряжение, устанавливается межполушарное взаимодействие.
Дисграфию легче предупредить, проведя профилактическую работу с детьми с ТНР (они в силу своих особенностей развития предрасположены к этому нарушению, чем потом проводить коррекцию.