Татьяна Шашенкова
Преемственность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
В Концепции дошкольного воспитания подчё ркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и развития …
Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”. И сегодня ни у кого не вызывает сомнений важность взаимодействия педагогов детского сада и родителей, так как в процессе воспитания детей возникают различные проблемы, в том числе касающиеся их физического здоровья и развития. Ведь никакие, даже самые глубокие знания не будут эффективны у нездорового человека. И только при условии тесного взаимодействия с родителями можно обеспечить полноценное физическое развитие ребенка, сохранить и укрепить его здоровье, выработать привычку вести здоровый образ жизни. Координация воспитательной работы, проводимой в детском саду и семье – одна из важнейших моих задач, как инструктора по физической культуре нашего ДОУ.
Публикация «Преемственность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Прежде чем начать работу с родителями, я разработала специальную анкету, позволяющую выяснить их отношение к задачам физического воспитания детей. (Приложение № 1). Проанализировав результаты сделала вывод, что больше половины родителей ведет или пытается вести здоровый образ жизни, а значит. у меня есть единомышленники, на которых можно опереться! Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к педагогическому самообразованию. Это радовало!
Но опять же возник вопрос : как донести нужную информацию до остальных родителей. Ведь, не секрет, что недостаточная осведомленность взрослых по вопросам физического развития дошкольников может привести к проблемам в здоровье детей. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:
1. Укрепить связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных заданий, которые дети будут выполнять совместно с родителями.
2. Установить единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и детском саду.
3. Использовать личный опыт взрослых членов семьи в физическом воспитании в качестве примера для дошкольников.
4. Внедрять новые, эффективные формы сотрудничества : родители-ребёнок - ДОУ
5. Повысить компетентность родителей в вопросах ЗОЖ.
6. Наладить конструктивно-партнерское взаимодействие родителей и всеми участниками образовательного процесса.
Организовав целенаправленный поиск решения этих задач, в первую очередь провела опрос – диагностику родителей на предмет социального заказа, из которого выяснила, либо они хотят узнать нового, каким опытом могут поделиться, в каких совместных мероприятиях хотели бы принять участие, и главное, каким формам взаимодействия ДОУ и семьи они отдают предпочтение. Исходя из запросов родителей был составлен
перспективный план, в который наряду с традиционными формами были включены и современные, более эффективные, позволяющие грамотно построить работу по вопросам приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни. Это:
1. Совместные мероприятия в игровых и соревновательных формах.
2. Проведение семинаров-практикумов (опять же с участием родителей).
3. Организация встреч с различными специалистами.
Так же получить помощь мамы и папы могут и в семейном клубе. А так как сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей нашего ДОУ, то и клуб для родителей решили назвать «Островок здоровья». Определили и задачи семейного клуба:
1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
2. Объединить их в одну команду.
3. Сформировать потребность делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого.
4. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях.
Надо сказать, что семейный клуб – перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей – детей и взрослых, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, передаче опыта в воспитании детей.
Работа в клубе строится на принципах добровольности, личной заинтересованности. В нашем клубе родителей действительно объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями, исходя из которых, был составлен план работы семейного клуба на год. А моя задача уже состоит в том, что бы продумать организацию каждой встречи, решить, какая детская деятельность может проиллюстрировать проблему и показать динамику развития отдельно каждого ребенка. Такие встречи дают возможность и родителям, и детям чаще бывать вместе, общаться, радоваться даже самым маленьким успехам. И надо сказать, что на такие встречи с удовольствием приходят не только мамы и папы, но и старшее поколение, поскольку у всех есть большое желание заниматься вместе с ребенком. В совместной двигательной деятельности взрослые полностью сосредотачиваются на своих детях, что дает возможность каждому из них объективно оценить результаты своего воспитания. Родители с интересом знакомятся со здоровьесберегающими технологиями и охотно осваивают физические упражнения, которые выполняют в паре со своим ребенком (приложение №2).
Активное привлечение родителей к участию в совместном отдыхе, праздниках, организациях встреч в семейном клубе помогли сформировать интерес положительное отношение дошкольников к регулярным занятиям физической культурой и в значительной степени повысить компетентность родителей в вопросах ЗОЖ. Родители на практике убедились, что ребенку необходимо помочь приобрести навыки правильной ходьбы, бега, прыжков, что нужно включать элементы этих движений в комплекс утренней гимнастики, которую необходимо проводить вместе с детьми дома, если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад.
На «Мастер-классах» взрослые знакомятся с эффективными средствами оздоровления детей, учатся делать массаж и самомассаж, правильно проводить закаливающие процедуры дома, пальчиковую и дыхательную гимнастики. А с каким интересом познакомились родители с комплексом коррегирующей гимнастики на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Этот мастер-класс из-за большого количества желающих пришлось проводить несколько раз.
Большое внимание уделяется неблагополучным семьям. Каждая семья получила психологическую помощь, что помогло раскрыться робким и застенчивым, наладить ЗОЖ в кругу своей семьи.
Творческие же и спортивные возможности детей и родителей выявили совместные праздники.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективно организованное сотрудничество дает импульсы к взаимодействию с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Лишь при условии реализации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной и целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье дошкольников и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Приложение №1
Анкета для родителей
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Группа (№)
Дата заполнения
1. Считаете ли Вы проведение работы по оздоровлению детей важнейшим компонентом в программе воспитания и образования дошкольников?
Да Не ставлю на первое место Нет
2. Согласны ли Вы с тем, что Вам не хватает опыта и знаний по вопросам оздоровления детей?
Да Частично Нет
3. Используете ли Вы дома какие-нибудь методы оздоровления себя и Вашего ребенка? Какие?
4. Занимаетесь ли Вы физкультурой?
Да Иногда Нет
5. Какое закаливание ребенка проводилось с рождения до поступления в детский сад: раннее плавание, влажные обтирания, обливания, сон на воздухе, гимнастика, массаж, другие методы? (Нужное подчеркните или впишите иное.)
6. Какую медико-педагогическую помощь Вы хотели бы получить в МДОУ?
7. Хотели бы Вы, чтобы в группе были введены специальные оздоровительные занятия?
Да Нет
Приложение №2
Комплекс утренней гимнастики
“ Вместе с мамой ”
Дети берут гимнастические палки, встают рядом с мамами.
У нас славная осанка, мы свели лопатки (идут парами друг за другом, палка на правом плече у ребенка)
Мы походим на носках (идут на носках, палку держат вдвоём в вытянутых руках)
А потом на пятках (палка на плечах у ребёнка держат вдвоем ближе к концам)
Пройдет мягко, как лисята (мама идёт спиной вперед, ребенок встаёт на ступни мамы оба держат палку на уровне груди ребенка)
А потом как медвежата (идут на наружной стороне стопы, палка на плечах ребенка)
На дорожку ровно встали, друг за другом побежали (бег в колоне по одному, вдвоем держат палку)
1. “ Кто выше “
И. п. : узкая стойка, палка в опущенных руках
В. : поднять палку максимально вверх, посмотреть на нее, вернуться в исходное положение (6 – 8 раз)
2. “Мельница”
И. п : широкая стойка, палку держат вдвоём вертикально на уровне груди ребёнка
В. : вращательные движения руками влево и вправо с максимальной амплитудой. (6 – 8 раз)
3. “У кого лучше”
И. п. : широкая стойка, палка на уровне груди ребёнка.
В. : наклон, не сгибая ног, спинка прямая, вернуться в исходное положение (6-8 раз)
4. “Пакет с сюрпризом”
И. п. : сесть на пятки, голову пригнуть к коленям
В. : выпрямится (раскрылся пакет) палка в вытянутых руках, вернуться в исходное положение (6-8 раз)
5. “Сюрприз в пакете”
И. п. : встать на четвереньки, напротив друг друга.
В. : Прогибать и выгибать спину, (6-8 раз)
6. “Поиграем”
И. п. : палка в опущенных руках.
В. : по очереди выполнять приседания (6- 8 раз)
7. “Мостик”
И. п. : мама сидит, ноги разведены, ребёнок ложиться в ноги маме
В. : максимально прогнуться с опорой на ступни и плечи, вернуться в исходное положение (6-8 раз)
8 “Ловкие прыгуны”
И. п. : узкая стойка, держат палку правой рукой (палка стоит перпендикулярно на полу)
В. : прыжки влево и вправо от палки 8-10 прыжков
9. “Самолет”
И. п. : мама сидит ноги разведены. Ребёнок ложится в ноги
В. : поднять верхнюю часть туловища, руки отвести в стороны (самолёт взлетел) вернуться в исходное положение (6-8 раз)
10. Массаж “Был у зайки огород”
И. п. : дети ложатся на живот, мамы присаживаются рядом (релаксация, оздоровление)