МААМ-картинки

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Катерина Черкесова
Организация инновационной деятельности в ДОУ

Презентация "Инновации в ДОУ"

Введение

Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования

В. С. Лазарев

Сначала рассмотрим, что же такое инновация. Разные словари толкуют это определение по-своему.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Публикация «Организация инновационной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Основные этапы внедрения инноваций.

1. Поиск новых идей:

— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;

— выявление инновационных потребностей ДОУ;

2. Формирование нововведения:

— формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;

— апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» педагогических коллективов ДОУ;

— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;

— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

3. Реализация нововведения:

— обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов (кроме коллектива «опережающей группы») ДОУ района;

— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;

— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.

4. Закрепление новшества:

— разработка презентационных материалов;

— распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.

Типы инноваций.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

- в содержании образования;

- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

- в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

- частные, единичные, не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой);

- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

- радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Организация инновационной деятельности в ДОУ.

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Инновационная деятельность в ДОУ.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

• метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

• совершенствование мастерства педагогов;

• поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

• мониторинг развития каждого ребенка;

• учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

• внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

• формирование основ безопасной жизнедеятельности;

• организация экологического образования дошкольников;

• оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

• создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие компоненты

• пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;

• пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

• пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Выбор направления инновационной деятельности.

Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития в муниципалитете или ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.

В учебно-методическом пособии «Инновационная деятельность в ДОУ» под ред. Е. В. Гончарова указаны 3 направления.

Инновационные образовательные технологии.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

• от типа дошкольного учреждения,

• от продолжительности пребывания в нем детей,

• от программы, по которой работают педагоги,

• конкретных условий ДОУ,

• профессиональной компетентности педагога,

• показателей здоровья детей.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Смысл проектной деятельности заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОУ.

Классификация учебных проектов:

• «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

• «экскурсионные» — направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

• «повествовательные» — при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на музыкальных инструментах) формах;

• «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Хорошо использовать решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.). Коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами. Несомненно, моделирование – инновационная деятельность дошкольника. Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… — на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

• решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.).

• эвристические беседы

• наблюдения

• моделирование (Как происходят наводнения, почему животные гибнут в «нефтяных» речках… — на эти вопросы легко получить ответы с помощью моделирования ситуации)

• опыты

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

• «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

• подражание голосам и звукам природы

• использование художественного слова

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• трудовые поручения, действия

• коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Но считаю, что компьютер не может (и не должен) вытеснить работу по развитию мелкой моторики, общение взрослого и ребёнка «глаза в глаза».

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Технология «Портфолио дошкольника»

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Личностно-ориентированные технологии

Цель данных технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения. Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Кружковую работу можно рассматривать и как показатель личностно-ориентированного подхода, и как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда нечто новое, или, по крайней мере, шире общеобразовательной программы.

Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

- Что соответствует этим требованиям?

Этим требованиям отвечают конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки Кюзенера, развивающие игры Никитина.

Проблемно-диалогическая технология подразумевает проблемное введение нового материала: ставится задача или вопрос для исследования, а методы поиска решения организуют самостоятельное «открытие» знания детьми в творческом процессе-поиске. Скажем, старшей группе предстоит показать кукольный спектакль для малышей. Но кукол «би-ба-бо» в группе нет… и дети предлагают сделать кукол из… (кружек, природного материала, перчаток или варежек)

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия.

Заключение.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кто-то известный сказал, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Прикреплённые файлы:

inovaci-v-dou_iv03k.pptx | 2553,17 Кб
 
Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания (этапы работы над проектом) Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод,.

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию.

Консультация для воспитателей на тему «Организация открытых просмотров детских видов деятельности в условиях ДОУ» Открытые просмотры занятий играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом. Они позволяют.

Консультация для воспитателей «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»Консультация для воспитателей «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «ИВУШКА»» Консультация для воспитателей: "Организация.

Организация деятельности по музыкальному развитию в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО Управление образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет Отчет о работе городского методического объединения.

Организация проектной деятельности в ДОУ «Чудеса на грядке» в средней группе МБУ Школа 26 Г. Тольятти, Самарская область «Организация проектной деятельности в ДОУ» на тему «Разработка плана детского проекта» «Чудеса.

Пути создания инновационной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Текст к презентации: Слайд 1 Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования Статья "Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования". Екатерина Андреевна Шпилёва, старший.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ, как средство повышения качества образования Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013.

Выступление на круглом столе по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Розочка» с. Крымская Роза Белогорского района Республика Крым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация инновационной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 2 марта 2018 в 21:45
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД