Альвина Велиханова
Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики
▼ Скачать + Заказать документы
орнамент – это узор, украшающий некоторую поверхность. (Слайд №1)
В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Любой орнамент имеет тот или иной смысл.. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию, магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха, замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера. (слайд №2)
Публикация «Орнамент как украшение изделий хантыйского народа, Его виды, особенности и значение его символики» размещена в разделах
- Орнамент и узоры
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.
Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; (Слайд№4)
птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»;
растения: ай сумат нув «березовая ветка»;
явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»;
и сам человек: хэ шоп «туловище человека».
Элементы орнамента : прямая линия, зигзаг и ромб.
Прямая линия – это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа». (слайд №10)
С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни. Часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках. На широком сегменте люльки у ног ребенка расположен узор со специальным названием «подошвы ног орнамент».Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль.
Считается, чем ветвист узор, тем надежнее он может заслонить человека от бед и дать изобилие.
За небольшим исключением на края одежды наносится зигзаг.
Спасительную функцию несут края рукавов, подолы, полы – края одежды вообще. (слайд№12)
Отдельно взятый ромб называют «сердца углублением». Ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», в зависимости от своего местонахождения. И еще он мыслится как «вместилище для души».
Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь». (слайд №7)
По сегодняшним представлениям хантов, жуков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького нев жучка».
Ель имела статус священного дерева. Ель с корнями и диском наверху символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры.
В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира. Распространенный сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши, чтобы передать ту или иную информацию.
Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.
Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя. (слайд №3)
Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей : по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.
Изображение птицы – хранительницы сна и здоровья ребенка. (слайд№9)
Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».(слайд №11)
Изображение Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
Микуль Шульгин. (слайд№5)
В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки»,«коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. (слайд №6)
Вот некоторые из них:
Геометрический орнамент. Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.
Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерн - лилия и т. д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.
Каллиграфический орнамент. Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом, то получится значительный декоративный эффект.
Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.
Животный орнамент. Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом.
Геральдический орнамент. Его элементами могут быть гербы. Атрибуты войны – оружие, доспехи. Атрибуты музыкального искусства – лиры, трубы, маски и т. п. Выполнение этого орнамента - чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Применение геральдического орнамента уместно при орнаментации изделий, например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту. (слайд№13)