АННА КАРАЦИО
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС»
Предметно-пространственная развивающая среда-это организованное жизненное пространство:
*способное обеспечивать социально-культурное становление дошкольника;
*удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка;
*становление его способностей посредством включения в активную познавательно-творческую деятельность.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ :«…Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где
может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов»
(авторы Концепции развивающей среды)
Возрастные особенности детей 5 года жизни:
На 5-м году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребёнок 3 лет, вполне удовлетворён обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Воспитатель отдаёт предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью,ярко и непосредственно выражают свои чувства. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в играх,ему уже не интересно играть «рядом».Начинают складываться предпочтения по половому признаку,игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ.
В соответствии с ФГОС ДОО предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформируемой,полифункциональной,вариатив-ной,доступной и безопасной. Создавая предметно-развивающую среду мы старались гибко и вариативно использовать всё пространство. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. Также мы придерживались рекомендации СанПин. Мебель в группе подобрана согласно возрасту и росту детей.
«…Развитие дошкольника во многом зависит отрациональной организации предметной среды в групповом помещении»
(Рыжова Н. А.) Развитие
Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора
на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в ДОУ (по Петровскому В.) :
-принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
-принцип активности, самостоятельности, творчества;
-принцип стабильности – динамичности;
-принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
-принцип открытости – закрытости;
-принцип учета половых и возрастных различий детей
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
-разновысокая мебель (высота должна быть такой, чтобы педагог мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, а ребенок мог «подняться» до позиции взрослого, а иногда и посмотреть на него сверху);
-размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее и контакт, и свободу одновременно.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
-среда должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие -познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств (на стене рамки для детских рисунков, -спортивный комплекс в группе должен быть включен в композицию игровой среды, «стена творчества», светильники – «цвето-световой дизайн», звуковой дизайн – звуки природы, реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности – кухня, мастерские)
3. Принцип стабильности -динамичности
надо дать ребенку возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать её в соответствии со своими вкусами и настроениями (кубические, треугольные пуфы, модули, из которых можно строить дома, замки, крепости; раздвижные перегородки, поролоновые маты)
среда должна олицетворять собой домашний уют
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
в детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети (физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории,
«кабинеты» с книгами, играми, головоломками, слайдами;
творческие мастерские, конструкторские; кухни и др.) Эти помещения должны создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться: «таинственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фантастическими» и т. д.
«пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазию. Трансформация помещения обеспечивается раздвижными легкими перегородками.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальнойкомфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
-среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая при этом функциональную и двигательную активность детей. Для развития познавательной активности важно, чтобы окружение содержало стимулы (знакомство детей со средствами и способами познания). Беседы, игры, рисование, лепка проводятся в той части среды, которая помогает стимуляции желаемой деятельности.
-«гостиная для взрослых» (мягкие диваны, кресла, куда приходят и взрослые, и дети; здесь отмечают праздники
-«уголки уединения», где ребенок может побыть один
предметно-игровая среда (кукольно-игровые уголки)
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
-постижение детьми категории эстетического начинается со своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий.
-важно разместить в интерьере талантливые этюды, эстампы, полуреальные скульптуры.
-желательно оборудовать помещения для художественного творчества детей.
7. Принцип открытости – закрытости
-среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению и развитию :
-открытость природе («зеленые комнаты» : оранжереи, сад)
-открытость культуре (настоящая живопись, музыка, литература, декоративно-прикладное искусство должны входить в дизайн интерьера)
-открытость обществу (общественные организации, родители должны иметь возможность принять участие в организации среды в ДОУ)
-открытость своего «Я», внутреннего мира ребенка
(в помещении д/с развешиваются фотопортреты детей, взрослых. Альбомы и папки с фото должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию их рассматривать)
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей
-среда должна предоставлять возможности и мальчикам, и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с эталонами мужественности и женственности
-развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны прежде всего для них, но по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п.) они должны быть равноценны пособиям для мальчиков.
-аналогичные требования и к построению развивающих сред для мальчиков.
Заключение: Доступность нашей среды заключается в том, что дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям. На будущее мы планируем оформить уголок ПДД, пополнить уже имеющиеся уголки дополнительным материалом, оформить отдельные элементы предметно-развивающей среды «Моё настроение»,оформить спортивный уголок.