Наталья Ефременкова
Презентация опыта работы «Разработка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ С УЧЁТОМ ФГТ
Появление новых нормативно-правовых документов в области образования предъявляют к учреждениям образования новые требования.
Наше дошкольное образование с недавних пор переживает большие перемены. За последние три года были изданы два значимых по своему содержанию нормативно-правовых документа.
Слайд 2
Публикация «Презентация опыта работы „Разработка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГТ“» размещена в разделах
Один из первых нормативно-правовых документов является приказ № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Слайд 3
В данном приказе прописаны требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный приказ вступил в силу 16 марта 2010 года.
Слайд 4
Второй нормативно-правовой документ – приказ № 2151 от 20 июля 2010 года «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд 5
В приказе прописаны требования к:
- кадровому обеспечению;
- материально-техническому обеспечению;
- учебно-материальному обеспечению;
- медико-социальному обеспечению;
- информационно-методическому обеспечению;
- психолого-педагогическому обеспечению;
- финансовому обеспечению.
Стратегическим вопросом с введением ФГТ стало разработка Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы является оптимальным механизмом, обеспечивающим стабильное функционирование и развитие учреждения в условиях введения ФГТ.
6 слайд Образовательная программа позволяет повысить эффективность функций управления, служит основанием для лицензирования, аттестации является основой для совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом.
На сегодняшний день существует множество готовых моделей, проектов разработок таких программ. Однако на практике реализация готовой, типовой программы, так или иначе, требует адаптации ее содержания под конкретные условия и возможности образовательного учреждения, т. е. непосредственно под свое учреждение.
Наш коллектив обобщив теоретические исследования, опыт педагогов-практиков других регионов по написанию ООП ДО, приступил к проектированию основной общеобразовательной программы нашего детского сада.
Анализ дал возможность увидеть специфические черты нашего учреждения, оценить возможности для проектирования ООП ДО, определить проблемное поле в управленческой деятельности. 7-8 слайд. Все эти особенности были учтены при проектировании обязательной части образовательной программы и её вариативной части.
9 слайд Разработка и реализация образовательной программы в нашем ДОУ проходила в 3 этапа:
- подготовительный,
- проектировочный,
- заключительный.
10 слайд I этап — подготовительный – с ноября 2010 года по май 2011 года. Данный этап включал в себя нормативно-правовое обеспечение и научно- методическое сопровождение педагогов по введению ФГТ.
На 1 этапе разработки ООП ДО были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Были изданы:
• Приказ «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
• Приказ по ДОУ о разработке ООП ДО
• Приказ об утверждении положения о работе рабочей группы по разработке ООП ДО
• Приказ о создании рабочей группы по разработке ООП ДО
• Оформление протоколов заседаний рабочей группы
• Было разработано «Положение о работе рабочей группы по разработке ООП ДО», в рабочую группу вошли заведующая, старший воспитатель, два воспитателя с первой квалификационной категорией. Не удалось включить в рабочую группу специалистов ввиду непостоянного графика.
Новые требования в образовании вызвали неоднозначную реакцию среди педагогов, педагоги высказывали свою озабоченность тем, что предстоит заново знакомиться с содержанием работы с детьми. Иногда в группе находятся дети 2 смежных возрастов, значит педагогам необходимо выбрать содержание по двум группам. С марта 2011 года педагогам пришлось изучать новую программу «От рождения до школы» и новую редакцию программы «Детство» в которые были внесены изменения в соответствии с ФГТ, на что потребовалось достаточное количество времени.
Сложно было педагогам, которые основной формой работы с детьми привыкли считать занятие, тогда как в ФГТ основной формой работы с детьми определена игра. Воспитатели высказывали, что невозможно при сегодняшнем финансировании пополнять материально – техническую базу.
На данном этапе самым сложным было научно- методическое сопровождение педагогов по введению ФГТ. В рамках прохождения семинарских занятий педагоги познакомились с нормативно- правовыми документами по введению ФГТ, с содержанием психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, составили перечень пособий на свою группу. Предметно - развивающая среда групп была пополнена, хотя и недостаточно.
11 слайд II этап – разработка проекта образовательной программы ДОУ – с сентябрь 2011 года – по май 2012 года.
На данном этапе разработки ООП ДО были запланированы и проведены следующие мероприятия:
• Заседание рабочей группы
• Оформление протоколов заседаний рабочей группы
• Оформление протокола педагогического совета об утверждении проекта ОООП ДО
В течение II этапа проходила работа по разработке проекта ООП ДО в рамках деятельности рабочей группы. Рабочая группа продолжила свою работу по подбору содержания вариативной части проекта ООП ДО в части наполнения содержания, необходимо было составить рекомендации педагогам групп по взаимодействию с семьёй, по организации предметно - развивающего пространства ДОУ с учётом ФГТ.
В вариативную часть образовательной программы вошли кружки эстетического и экологического характера.
В рамках прохождения семинарских занятий педагоги познакомились с разными формами планирования, выбрали для себя наиболее приемлемый вариант, составили перечень необходимых методических пособий и материалов в соответствие с ФГТ к условиям реализации программы.
К настоящему времени воспитатели групп достаточно хорошо освоили календарное и комплексно- тематическое планирование. Разработанное комплексно-тематическое планирование, распределение тем в течение учебного года позволило освоить содержание образовательной программы в полном объеме и помогло воспитателям оптимально спроектировать воспитательный процесс.
Одной из наиболее острых проблем являлась проблема обучения на курсах повышения квалификации, но и эта проблема в текущем учебном году решена. Итогом II этапа было ознакомление с проектом ООП ДО коллектива ДОУ.
12 слайд III этап – внедрение - c сентября 2012- по май 2013 – На этом этапе осуществлялось внедрение проекта программы в практику, его апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения.
Таким образом, в течение двух лет в ДОУ составлен проект ООП ДО, который с учётом дополнений, замечаний со стороны всех участников образовательного процесса, стал каркасом ООП ДО нашего учреждения.
Таким образом, в ДОУ для перехода на ФГТ были продуманы мероприятия по нормативно-правовому обеспечению и научно- методическому сопровождению педагогов на каждом из этапов, педагогический коллектив знакомился с результатами работы группы, педагоги в рамках семинарских занятий обучались самостоятельному подбору содержания и форм образовательной деятельности.
На данный момент мы выбрали уже наиболее приемлемые для себя формы ведения комплексно-тематического планирования, перспективного и календарного.