Анисат Эльдерханова
Консультация «Психологическая этика экспериментальных исследований детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : "Психологическая этика экспериментальных исследований детства"
Этика психологического исследования детей и подростков.
Публикация «Консультация „Психологическая этика экспериментальных исследований детства“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Иногда экспериментальное воздействие, психологическое исследование - это безвредное, возможно, даже приятное, переживание, на которое люди дают свое согласие. Иногда исследователи балансируют между безобидными и безнравственными экспериментами. В связи с этим встает проблема этики проведения психологических исследований.
Психологи часто отваживаются на рискованные с этической точки зрения эксперименты, чтобы получить результаты, максимально приближенные к реальной жизни. Поведение в лаборатории, например, нанесение удара электрическим током в экспериментах по агрессии, не обязательно будет таким же, как в повседневной жизни. Эксперимент должен обладать экспериментальным реализмом, он должен захватывать и увлекать участников. Экспериментаторы не хотят, чтобы люди сознательно играли роли или откровенно скучали; они хотят включить реальные психические процессы. Например, принуждение людей выбрать силу электрического разряда, чтобы причинить кому-то боль, может дать вполне реалистичную картину агрессии. Оно функционально имитирует реальную агрессию. Чтобы достичь экспериментального реализма, часто необходим обман. Если человек в соседней комнате на самом деле не получает электрических разрядов, то экспериментатор не хочет, чтобы участники знали об этом. Это разрушило бы экспериментальный реализм. Таким образом, почти 1/3 социально-психологических исследований (хотя их доля уменьшается) требуют обмана.
Этические особенности работы с детьми и подростками.
Работа с детьми — важная область деятельности не только специалистов по детской психологии, но и других психологов. В истории психологии немало исследований посвящено именно общению и психологической работе с детьми. Так, американский психолог, основоположник бихевиоризма Д. Уотсон, автор книги «Психологический уход за ребенком» («Psichological Саге of Infant and Child», отмечает значение бережного подхода к детству.
Психодиагностика детства, психогенетическая экспертиза, психокоррекция, тестирование способностей — вот содержание деятельности детских психиатров, работы психолога в детском саду и в школе. Задачи психолога достаточно многообразны. При этом особенностью этической составляющей этой деятельности является психологическая незащищенность детей. Имеет ли право психолог составлять «карту будущего» ребенка, всегда ли следует доверять тестам одаренности? Психолог образовательной организации обязан понимать влияние отрицательных прогнозов на настроение и ожидания родителей, на обращение с ребенком в семье.