МААМ-картинки

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии

Елена Яковенко
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии

Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии"

(для конкурса по обмену опытом).

Эта презентация была создана для аукциона педагогических инициатив, организованным МБУ ДО Ремонтненским центром детского творчества, и представления апробированных инновационных технологий воспитательной деятельности.

Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии» размещена в разделах

Цель данной презентации – продемонстрировать свой опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию чувства ритма и привлечь внимание к данной работе музыкальных руководителей, воспитателей и родителей.

1 слайд Добрый день! Я, Яковенко Е. В., музыкальный руководитель Ремонтненского детского сада «Солнечный зайчик» представляю презентацию «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии».

2 слайд Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении, на современном этапе, наполнена новым содержанием с применением инновационных технологий, различных педагогических методов и приемов, которые решают важнейшую задачу музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Первоочередная задача для меня, как педагога-музыканта: сделать обучение, развитие, воспитание дошкольников интересным и незаметным для самих детей.

Практика в детском саду помогла мне увидеть одну из актуальных проблем в музыкальном воспитании дошкольников - слаборазвитое чувство музыкального ритма, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений. Поэтому ведущим направлением в моей работе стало развитие чувства ритма у детей через все виды музыкальной деятельности. Целью этой работы является развитие чувства ритма у дошкольников через современные музыкально-игровые технологии.

3 слайд В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Самым сложным в развитии музыкальных способностей детей является развитие чувства ритма и поэтому его формированием и развитием необходимо заниматься с самого раннего возраста в доступной для дошкольников форме. В игровой форме, через ритмические игры и упражнения, дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритм в музыке и речи.

Чтобы музыкальные занятия стали интересными, насыщенными и решали задачи по развитию чувства ритма, на практике я использую:

4 слайд «Звучащие жесты» – это ритмичная игра звуками своего тела: хлопки ладошками; шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам); притопы (всей стопой, пяткой, носком); щелчки пальцами, цоканье языком, т. е. использование в элементарном музицировании тех инструментов, которые даны человеку самой природой. Обучение с помощью методики «звучащие жесты» происходят по принципу «играй, как я», то есть педагог задает, а ребенок повторяет. Затем подразумевается замена инструментов тела на настоящие: хлопки – бубны, щелчки пальцами - кастаньеты, топанье ногами – барабаны. При отсутствии инструментов используем орешки, палочки, коробочки, ложки (кухонную посуду)и т. д. Звучащие жесты записываю по принципу партитуры в виде ритмоформул (большой круг или какой-либо предмет обозначает долгий звук, маленький круг или предмет – короткий звук) или использую «Ритмический кубик звучащих жестов». «Звучащие жесты» помогают быстрее освоить музыкальные размеры, идеи, ритмические полифонии. Это наиболее эффективный способ в формировании чувства ритма у детей в импровизации.

5 слайд Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) представляют собой первый опыт исполнительского артистизма, развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации ребёнка, направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений, способствуют активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Ритмодекламация. Игры с именами, речевые игры - эта форма работы легка и доступна для всех детей. Речевые упражнения помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия, знакомят с музыкальными формами. Речевые игры и упражнения провожу на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей. Такая работа ведётся с младшей группы.

Игры- приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость; способствуют адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации.

«Звучащие имена». Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его первоначально в коротком варианте (например «Лена», а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). За ведущим ребёнком повторяют все, до последнего игрока. В старших группах игру усложняю. Дети, играя своё имя могут использовать различные комбинации «звучащих жестов». Например на «Лена» - шлёпать, на «Леночка» - притопывать и т д.

Игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.

6, 7 слайд Музыкально-дидактические игры являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка и формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме развивают чувство ритма, побуждают к самостоятельным игровым действиям с применением знаний, полученных на занятиях, обогащают новыми впечатлениями, развивают инициативу. Основным материалом дидактических игр использую музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, также технические средства обучения. В играх детей знакомлю с долгими и короткими звуками через «язык длительностей» - ритмическими слогами. Ценность ритмических слогов в том, что любая ритмическая последовательность разучивается быстро, легко и переводит слова в ритм, вызывая двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.

Упражнения с ритмическими кубиками позволили сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.

Я представляю вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий. «Повтори ритм», «Веселые стаканчики», «Взял – отдал!»

8 слайд Слово элементарное означает доступное и простое! Такое музицирование

доступно всем и каждому, определяется лишь желанием творить музыку и общаться. Элементарное музицирование - это самовыражение с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой. Это возможность объединить детей, которые обладают разными навыками, потребностями и способностями.

9 слайд Данная форма работы не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа из самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! Игра в оркестре прививает уважение друг к другу, внимание, терпение, активность, любознательность. Музыкальный инструмент, помогает детям стать более смелыми, решительными и преодолеть чувство неуверенности в себе.

Диатонические колокольчики - это как живое фортепиано. Можно одному ребенку сыграть всю мелодию, а можно раздать по колокольчику каждому ребенку и выступить в роли дирижера, показывая на того, кто должен играть мелодию в данный момент.

10 слайд Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса.

11 слайд Практически на каждом утреннике дети играют на музыкальных инструментах. Это может быть оркестр (и не один, а может быть и музыкальная игра с использованием инструментов или озвучивание «сказок-шумелок», что очень нравится детям и их родителям, которые непосредственно принимали участие и в их подготовке и проведении.

12 слайд Наши воспитанники ежегодно принимают участие в районном конкурсе художественно-эстетической направленности «Искорки таланта» в рамках реализации программы «Одаренные дети», где неоднократно становились лауреатами и занимали призовые места. В 2019 г. оркестр «Музыкальная палитра» стал украшением районного конкурса с внеконкурсными музыкальными номерами «Часики» и «Во саду ли, в огороде».

Тесное взаимное сотрудничество с Центром социального обслуживания (еще до начала пандемии) доставляло нам не малую обоюдную радость в подготовке и проведении праздников 8 марта, 9 мая, Дня пожилого человека, где мы с ребятами поздравляли наших уважаемых односельчан интересными и насыщенными концертными программами, делясь своим настроением и достижениями.

13 слайд «Хор рук» - это инновационная музыкально-педагогическая технология и одна из линий авторской методики Боровик Т. А., интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма работы направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

14 слайд В своей практике, по развитию музыкальных способностей детей, я использую различные современные музыкально-игровые технологии. Все это дает возможность искать свой собственный стиль работы, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой. Современные образовательные технологи, несомненно, дают положительный результат.

У детей формируется устойчивый интерес к занятиям, развиваются воображение, творческая активность и желание музицировать. Применение инновационных технологий на практике эффективно помогают детям: чувствовать и понимать ритм, правильно воспроизводить ритмический рисунок мелодий, слов, передавать его в движении, пении, в игре на музыкальных инструментах, развивать координацию движений и согласовывать свои движения в соответствии с характером музыки, развивать память и внимание, преодолевать речевые нарушения, раскрепощаться в общении.

Используя инновационные музыкально-игровые технологии в различных видах музыкальной деятельности, достигаю главной цели моей работы – научить детей любить и понимать музыку!

Литература:

1. Боровик Т. А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004

2. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004

3. Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»

4. Ветлугина Н. А. Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М:Просвещение, 1983

5. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1

6. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального

воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2

7. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 20:27
+208Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД