Шестакова Наталья
Презентация «Романовская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
1 В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой, которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась : ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.
Публикация «Презентация „Романовская игрушка“» размещена в разделах
2 Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими» или «романушками», если присмотреться, они чем-то напоминают скопинские скульптуры. Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.
3 У каждой эпохи — своя свистулька. До Петра чаще лепили домашних животных, а когда открылся липецкий курорт, появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. На железную дорогу ответили глиняным паровозом, а когда на курорт царь Николай пожаловал, то и его "обожгли" местные игрушечники. Очень редкая скульптура – похороны Льва Толстого. Местные жители очень трепетно к нему относились, любили его изображать.
4 Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы.
5 К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.
Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни.
6 Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях, то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке - запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской - военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей – в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета.
7 Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора — ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище — липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки.
8 Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм : красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета.
9 Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.
10 Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки.
11 Раскрашивается игрушка двумя способами : поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.
12 Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX в. Это различного рода свистульки в виде коней и оленей, петухов и баранов и небольшие фигурки, покрытые жёлто-зелёной поливой, изображающие поездки и всадников.
В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию.
13 Постепенно, с появлением промышленных образцов посуды, гончарный промысел в Романове пришёл в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. промысел романовской игрушки стал возрождаться.
14 Ярким представителем романовских игрушечников был И. П. Митин (1878-1932). Иван Павлович был человеком талантливым, с врожденной художественной жилкой. Он настойчиво пытался создавать узнаваемые образы. Особенно И. П. Митину нравилось работать над образом Л. Н. Толстого, изображая его в различные моменты жизни: идущего с книгой, работающего за столом.
Портретное изображение «Государя», сделанное Митиным, тоже не осталось без внимания.
15 Потомственный гончар, уроженец с. Ленино Липецкого района, Иван Федорович Гункин (1928-1997 гг.) продолжил традиции изготовления романовской игрушки. Он перенял увлечение игрушкой от своего отца. Так же, как и Митины, предки Гункина занимались ремеслом не ради развлечения. На вырученные от продажи игрушек деньги жила вся семья
16 Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке.
В настоящее время на месте старинного боярского города Романов, в селе Троицкое, в 20 км. от Липецка, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края. Центр активно возрождают и популяризируют традиции романовской керамики. Несколько дней в неделю лепке здесь обучают детей, а в другие дни – принимают всех желающих попробовать свои силы в народном искусстве. Знакомство начинается с экскурсии по музею, где собрана внушительная коллекция старинных романовских сюжетов и творения современных мастеров, а также найденной при раскопках керамики.