Папки-передвижки

Сочинение казачьих сказок как метод патриотического воспитания дошкольников. Из опыта работы

Людмила Руденко
Сочинение казачьих сказок как метод патриотического воспитания дошкольников. Из опыта работы

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста

«Сочинение казачьих сказок,

как метод патриотического воспитания дошкольников»

Руденко Л. В., воспитатель

Слайд 1. Слово старшего воспитателя

Публикация «Сочинение казачьих сказок как метод патриотического воспитания дошкольников, Из опыта работы» размещена в разделах

Слайд 2. Для обучения детей творческому рассказыванию, сочинению сказок в своей работе я решила использовать карты Проппа. Карты, которые придумал Владимир Яковлевич Пропп – это своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах.

Слайд 3. Так как в нашем детском саду мы активизировали работу по формированию у дошкольников интереса к истории и традиционной культуре кубанских казаков, я решила с детьми сочинять сказки о нашей малой родине - Кубани. Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, мы с детьми прочитали много сказок кубанских писателей. Часть этих сказок вы видите на слайде.

Слайд 4. На втором этапе были организованы подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомились, и освоили все сказочные функции. Такие игры как «Кто на свете всех злее» - выявление злых и коварных героев, описание характера, внешнего облика, привычек. «Что в дороге пригодится» - это меч – кладинец, волшебный клубочек, волшебная палочка, сапоги скороходы. «Заветные слова» - Попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, волшебные заговоры, «Хороший – плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев.

Слайд 5. «Что общего» - это сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка», «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица») «Волшебные имена» - выяснение причин почему дали именно такое имя герою (Кощей бессмертный, Дюймовочка, Красная шапочка ит. д.)

Слайд 6. На третьем этапе детям были представлены карты Проппа их 28 и дано краткое объяснение каждой из них.

Слайд 7. 4этап: чтение сказки выкладыванием карт Проппа. Для начала мы используем 5-8 карт. Рассмотрим пример выкладывания карт, по сюжету казачьей сказки «Казак и лиса»

Карточка «Жили – были» Жила в лесу хитрая лиса, которая обманывала лесных жителей.

Карточка «Особое обстоятельство» Очень проголодалась лиса. Бежит по дороге от кургана к кургану, из кустов в кусточек нюхает поживу. Добежала до станицы. Видит мужик сидит.

Слайд 8. Карточка «Враг начинает действовать» Облизнулась лиса, захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала: «Иду из далека, да со шляха сбилась, обходить силы нету, отвори ворота, пройду напрямик»

Карточка «Запрет» Пожалел казак лису, открыл ворота, но сказал, чтобы она птицу не всполошила.

Слайд 9. Карточка «Нарушение запрета» Слышит казак переполох птичий. Подскочил, а там лиса с петухом в зубах бежит. Ах, ты обманщица окаянная, кричит казак.

Карточка «Появление друга помощника». А за лисой уже бежит хозяйская собака. От моей собаки ни один зверь лесной не уходил, кричит казак.

Слайд 10. Карточка «Враг оказывается поверженным» Заметила лиса собаку, да поздно, круть – верть не уйти. Тут и хитростям лисы конец.

Слайд 11. Далее детям было предложено выбрать одну из карт и рассказать о ней историю. Таким образом, каждый ребенок рассказал свою историю, используя одну из функций.

Слайд 12. Затем дети уже сами выбирали карты и использовали их в своих историях. Это позволило им более свободно и творчески подходить к созданию своих сказок.

Слайд 13. Когда дети освоили придумывание сказок по ряду функций, мы приступили к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.

Слайд 14. Однажды, в интернете я увидела похожую на карты Проппа игру, которая называется «Сказки по картинкам», она меня заинтересовала, и я ее приобрела. Моим ребятам эта игра очень понравилась. Она похожа на карты Проппа, но в комплекте карточки с иллюстрированными правилами. В любую свободную минуту дети брали карты и с удовольствием сочиняли сказки о казаках, о Кубани и другие.

Слайд 15. Одну из таких сказок, которую мои дети не только сочинили, но и нарисовали, я сейчас хочу вам рассказать.

Жил был страшный и злой дракон. Жил он в пустыне. Каждый день он облетал свои владения.

Слайд 16. Вот однажды, облетая свои владения, он увидел посреди пустыни красивый замок. А в этом замке жила прекрасная девушка, которую звали Кубань. Дракону очень понравилась девушка. И он каждый день стал прилетать к замку, чтобы увидеть девушку и посмотреть, что она делает.

Слайд 17. Девушка Кубань не знала, что за ней наблюдает злой дракон. У девушки была волшебная палочка, и она решила с помощью волшебной палочки преобразить пустыню. Махнула она палочкой, и появилось море, а в море рыбки. Махнула Кубань еще раз волшебной палочкой и по морю поплыли корабли.

Слайд 18. Махнула она еще раз палочкой и на месте песка выросли деревья с цветами. Дракон увидел, что девушка оживила его пустыню, и очень рассердился на нее.

Слайд 19. Он решил забрать у Кубани волшебную палочку и снова все превратить в пустыню. Дракон подлетел к девушке и сказал, чтобы она отдала ему волшебную палочку, потому что он хочет, чтобы здесь опять была пустыня.

Слайд 20. Но девушка не испугалась злого дракона и сказала, что здесь больше никогда не будет пустыни. Она махнула палочкой и превратилась в бурлящую реку, которую сейчас называют Кубань. А злой дракон от злости лопнул.

Слайд 21. Хочу отметить, что и карты Проппа, и карты «Сказки по картинкам» учат детей формулировать свои мысли, стимулировать и развивать связную речь, учатся сочинять новое, интересное свое произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку. Вам необходимо разделиться на 2 команды, я произвольно раздам вам карточки, вы цепочкой по картам придумываете кубанскую сказку. Вы можете ее записать, чтобы не забыть и не запутаться. Приступаем.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_5dqrv.pptx | 4758,92 Кб
 
Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольниковСетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников «Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического, духовного воспитания и этнокультурного наследия дошкольников.

Фотоотчёт о закрытии месячника военно-патриотического воспитания и оборонно-массовой работыФотоотчёт о закрытии месячника военно-патриотического воспитания и оборонно-массовой работы 1 Февраля в нашем детском саду состоялось открытие месячника оборонно - массовой и военно-патриотической работы, приуроченное к 76-летие.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Наблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работыНаблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работы Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сочинение казачьих сказок как метод патриотического воспитания дошкольников. Из опыта работы
Опубликовано: 14 января 2024 в 14:03
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД