Получи документы

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства

Елена Митенькина
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами

декоративно - прикладного искусства

воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ

«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида”

Митенькиной Елены Николаевны

Мордвин и русский… Два народа.

Давно вы связаны родством.

Вы плоть от плоти. Год от года

Гордитесь этим естеством.

Актуальность выбора темы

Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства» размещена в разделах

Работая над темой «Воспитание этнокультурной терпимости у детей дошкольного возраста», я не случайно в преддверии празднования 1000 летия единения мордовского народа с народами Российского государства, уделяю внимание приобщению детей к истокам региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. В настоящее время очень важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Что является очень актуальным вопросом современности.

Проблема

Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; культурного наследия нашей страны.

Научность

Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.

Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».

Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.

В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок», «Мы в Мордовии живем», использую Христоматию к программе «Валдоня» Е. Н. Киркиной, которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края.

Основной целью работы по воспитанию толерантного отношения детей различных национальностей к представителям других народов, я считаю:

Цель:

Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Систематически расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;

2. Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;

3. Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

4. Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.

Гипотеза образовательного проекта

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни.

Систематическое изучение народного творчества и разных культур, усвоение их

взаимосвязи и преемственности со школой.

Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:

1. Наблюдение предмета

2. Показ картинок

3. Художественное слово

4. Показ технических приемов рисования

5. использование образцов

6. показ приемов изображения

7. самостоятельная работа детей

В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту :

1. Предпраздничные посиделки;

2. Экспозиция работ мордовского художника Ф. В. Сычкова;

3. Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;

4. Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;

посещение музеев;

5. Уголки краеведения;

6. Продуктивная творческая деятельность детей;

7. Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;

8. Познавательные беседы.

Интеграция

Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития:

Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор)

Социально – личностные (история отечества, символика)

Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)

Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).

Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.

Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур;

Средняя группа : усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники, простейшей посудой;

Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.

Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, кика, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями и самобытностью мордовского орнамента, со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды в группе и детском саду в целом. В национальном уголке дети знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Куклы в национальных костюмах помогают в изучении народных костюмов, картинная галерея знакомит с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, музей национального быта и культуры успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции. Большой интерес у дошкольников вызвал стенд «Мордовия – мой край родной», посвященный 1000 летию единения мордовского народа с народами Российского государств. Особое место занимают дидактические игры по данной тематике, способствующие развитию воображения, усвоению таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. А главное – установление взаимосвязи разных культур.

Работа с родителями:

1. Создание уголка творчества;

2. Выставка детских работ «1000 лет вместе»

3. Беседы и консультации по данной теме;

4. Совместные поездки в музеи.

Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня дошкольников.

Заключение

Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение забытых национальных ценностей. А детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры.

Так пусть же всегда растут рядом мордовская яблонька и русская березка!

Мы черпаем в дружбе великие силы.

И нам не страшна никакая беда

Мы 1000 лет вместе с доброй Россией.

И вместе с Россией будем всегда!

Флаги родные парят в небе синем

В час испытаний и радости час.

Неразделимы Мы и Россия-

Время на прочность проверило нас!

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Казачья станицаКазачья станица 17 сентября у нас, в с. Красный Яр Астраханской области  прошло мероприятие под названием "Казачья станица" Выступали народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 20:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Елена Митенькина (УИ 67130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД