Елена Митенькина
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами
декоративно - прикладного искусства
воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ
«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида”
Митенькиной Елены Николаевны
Мордвин и русский… Два народа.
Давно вы связаны родством.
Вы плоть от плоти. Год от года
Гордитесь этим естеством.
Актуальность выбора темы
Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства» размещена в разделах
Работая над темой «Воспитание этнокультурной терпимости у детей дошкольного возраста», я не случайно в преддверии празднования 1000 летия единения мордовского народа с народами Российского государства, уделяю внимание приобщению детей к истокам региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. В настоящее время очень важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Что является очень актуальным вопросом современности.
Проблема
Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; культурного наследия нашей страны.
Научность
Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.
Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».
Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.
В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок», «Мы в Мордовии живем», использую Христоматию к программе «Валдоня» Е. Н. Киркиной, которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края.
Основной целью работы по воспитанию толерантного отношения детей различных национальностей к представителям других народов, я считаю:
Цель:
Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Систематически расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;
2. Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;
3. Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
4. Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.
Гипотеза образовательного проекта
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни.
Систематическое изучение народного творчества и разных культур, усвоение их
взаимосвязи и преемственности со школой.
Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:
1. Наблюдение предмета
2. Показ картинок
3. Художественное слово
4. Показ технических приемов рисования
5. использование образцов
6. показ приемов изображения
7. самостоятельная работа детей
В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту :
1. Предпраздничные посиделки;
2. Экспозиция работ мордовского художника Ф. В. Сычкова;
3. Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;
4. Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;
посещение музеев;
5. Уголки краеведения;
6. Продуктивная творческая деятельность детей;
7. Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;
8. Познавательные беседы.
Интеграция
Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития:
Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор)
Социально – личностные (история отечества, символика)
Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)
Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).
Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.
Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур;
Средняя группа : усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники, простейшей посудой;
Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.
Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, кика, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями и самобытностью мордовского орнамента, со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды в группе и детском саду в целом. В национальном уголке дети знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Куклы в национальных костюмах помогают в изучении народных костюмов, картинная галерея знакомит с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, музей национального быта и культуры успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции. Большой интерес у дошкольников вызвал стенд «Мордовия – мой край родной», посвященный 1000 летию единения мордовского народа с народами Российского государств. Особое место занимают дидактические игры по данной тематике, способствующие развитию воображения, усвоению таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. А главное – установление взаимосвязи разных культур.
Работа с родителями:
1. Создание уголка творчества;
2. Выставка детских работ «1000 лет вместе»
3. Беседы и консультации по данной теме;
4. Совместные поездки в музеи.
Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня дошкольников.
Заключение
Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение забытых национальных ценностей. А детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры.
Так пусть же всегда растут рядом мордовская яблонька и русская березка!
Мы черпаем в дружбе великие силы.
И нам не страшна никакая беда
Мы 1000 лет вместе с доброй Россией.
И вместе с Россией будем всегда!
Флаги родные парят в небе синем
В час испытаний и радости час.
Неразделимы Мы и Россия-
Время на прочность проверило нас!