Папки-передвижки

Причины и виды нарушений слоговой структуры слова у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Анна Виль
Причины и виды нарушений слоговой структуры слова у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Причины и Виды нарушений слоговой структуры слова у школьников С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

В статье речь пойдет о нарушении слоговой структуры слова (ССС). Это нарушение выявляется достаточно рано, а именно в 4-5 лет становится понятным, что ребенок не просто «смешно» говорит, а это логопедическая проблема (ТНР).

Публикация «Причины и виды нарушений слоговой структуры слова у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)» размещена в разделах

В последние годы моей логопедической деятельности в школе, все больше детей приходят в первый класс с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Несмотря на внедрение во все образовательные организации специалистов логопедов, на раннюю диагностику речевых нарушений, а так же раннее выявление неврологической симптоматики в детских поликлиниках, среди первоклассников немалое количество детей с низким уровнем речевого развития. Это обстоятельство затрудняет работу логопеда над звукопроизношением и впоследствии проявляется в нарушениях письменной и устной речи ребенка. Логопед стоит перед жестким выбором распределения времени по предотвращению проблем учащегося в освоении общеобразовательной программы. Специалист, на мой взгляд, без промедления должен начать коррекционную работу именно с этого речевого недостатка. Но для того чтобы начать помогать учащемуся в этом направлении, необходимо иметь четкие представления о причинах и видах нарушения слоговой структуры слова.

Что нужно знать при выявлении ошибок на уровне слогов:

- Причины нарушений слоговой структуры слова

- Виды нарушений слоговой структуры слова.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Причиной нарушение ССС могут быть такие факторы, как:

• физиологические патологии

• излишняя эмоциональность

• недостаток общения и связанное с этим замедленное развития речи.

То есть причины нарушения слоговой структуры речи могут иметь неречевые характеристики, а скорее медицинские (неврологические) и психологические. Тем не менее, выделим следующие причины:

Фонетико-фонематическое недоразвитие

При ФФН нарушаются процессы звукопроизношения и само восприятие фонем (звуков). Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием чаще имеют нарушение слоговой структуры сложных слов, а именно упрощение порядка слогов.

Дизартрия

Это нарушения артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Речь таких детей сбивчивая, невнятная, нарушен ритм дыхания, что может быть вызвано недоразвитием артикуляционных мышц, а в наиболее тяжелых случаях – поражением центральной нервной системы. При дизартрии рекомендован комплексный подход – логопедическое и, при необходимости, лечебное воздействие.

Низкий уровень развития оптико-пространственной организации

Хотя может показаться, что умение ориентироваться в пространстве никак не связано с речью, в действительности психические речевые и неречевые процессы взаимосвязаны. В большей степени формирование оптико-пространственных представлений влияет на обучение чтению, успешность которого зависит от правильного восприятия букв, однако часто сложности с пространственной ориентацией встречаются у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Нарушение ритмико-динамической организации движений

Несформированность динамических характеристик выражается в том, что ребенок с трудом переключается с одного вида движения на другой. Сходным образом сбои проявляются и в работе артикуляционного аппарата, произношении слов. Им недостает понимания ритма, у них наблюдается пониженная двигательная память и внимание.

Неспособность мозга провести серийно-последовательную обработку информации

В данном случае корень проблемы заключается в том, что мозг не успевает правильно обработать информацию, в силу чего происходят ошибки в соединении слогов и слов, а также слов в предложении, и ребенку сложно дается восприятие услышанного. Такие дети не могут планировать свою деятельность, в том числе и речевого характера, например, они не в состоянии выразить словами происходящее, свои чувства.

Пониженная потребность в коммуникации

У некоторых детей отмечается пониженная мотивация речевая активность что, конечно, служит препятствием к развитию речи. Ребенок не желает вступать в разговоры, замыкается, что не позволяет сформироваться вербальным навыкам. Поэтому необходимо обеспечивать с ранних лет возможность взаимодействия, причем не только со взрослыми, но и со сверстниками. Это будет мотивировать его развивать свою речь, учиться правильно выражать свои мысли, чтобы быть понятым.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

1. Нарушение количества слогов:

• элизия – сокращение слогов (молоток- моток)

• итерация- опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино)

• увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава).

2. Нарушение последовательности слогов в слове.

• перестановка слогов в слове (деворе-дерево)

• перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот)

3. Искажение структуры отдельного слога

• сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута- капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул).

• вставка согласных в слог (лимонт-лимон)

3. Антиципации

• уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы)

4. Персеверации

• застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей).Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.

5. Контаминации

• соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).

ВЫВОД: преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины и виды нарушений слоговой структуры слова у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Опубликовано: 22 августа 2023 в 11:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД