МААМ-картинки

Приемы и методы работы педагогов с детьми с невротическими и психопатоподобными проявлениями

Мартыненко Светлана
Приемы и методы работы педагогов с детьми с невротическими и психопатоподобными проявлениями

Педагог-психолог Мартыненко С. М.

В 2016-2017 году все детские дома-интернаты были переименованы в ЦССВ (Центры содействия семейному воспитанию) работа педагогов и специалистов была перестроена и переориентирована на устройство детей, проживающих в данных учреждениях на семейные формы воспитания. Благодаря чему в учреждениях резко снизилось количество воспитанников, но среди оставшихся возрос процент детей с тяжелыми сочетанными формами нарушений как соматического, так и психического характера. Наравне с тяжелыми формами интеллектуальных нарушений возросло количество детей с девиантным поведением, обусловленным невротическими и психопатоподобными нарушениями. Работа педагогов с такой категорией детьми, представляет особую трудность. Основной дефект, осложненный такими нарушениями, в значительной степени меняет поведенческие реакции ребенка и его работоспособность. Психопатоподобные расстройства при умственной отсталости встречаются довольно часто во всех возрастных категориях детей. Неврозоподобные и невротическиерасстройства (тики, энурез, заикания, реже энкопрез) наиболее часто встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. У подростков нередко встречаются тревожные и депрессивно-дистимические расстройства, психозы у детей с умственной отсталостью также встречаются гораздо чаще, чем у интеллектуально сохраненных детей. Такая осложненность структуры дефекта требует комплексной работы всего коллектива и особого педагогического подхода к детям. Рассмотрим пути решения этой проблемы исключительно педагогическими методами коррекции поведения.

Публикация «Приемы и методы работы педагогов с детьми с невротическими и психопатоподобными проявлениями» размещена в разделах

Определяющей задачей коррекции девиантного поведения воспитанников является коррекция ассоциальных установок личности путем:

- систематических воспитательных бесед на значимые для них темы с использованием различных приё мов: разбор моделей правильного поведения в группе, на прогулке. В общении с воспитанником важно акцентировать его внимание на общих правилах поведения, выполнение которых, приводит к уменьшению количества конфликтных ситуаций и как следствие улучшение состояния здоровья, о котором эти дети, как правило, заботятся;

- замены отрицательных стимулов поведения новыми социально-положительными, например посещение контактного зоопарка, экскурсии, что должно быть прежде заслужено и представлено как мера поощрения.

И не менее важно, что любое порицание должно соответствовать проступку и следовать незамедлительно после проступка и после разбора поведения воспитанника из-за трудностей критического отношения к себе т к своим поступкам самого ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с девиантным поведением проводится на фоне медикаментозной поддержки ребенка, обусловленной его психическим статусом. И требует соблюдения определённых условий и организации лечебно-охранительных или лечебно-тренирующих режимов.

Первое условие – все службы учреждения должны работать в системе взаимодействия. Цель взаимодействия: создание оптимальных условий для преодоления проблем в развитии ребенка и коррекции его поведения.

Второе условие - правильная организация всего педагогического процесса. Строго дифференцированный подход к воспитанникам должен быть исходной позицией в построении плана работы с ребенком.

Для осуществления дифференцированного подхода педагог должен как минимум знать:

- психопатологические особенности того или иного воспитанника (с обязательным учетом физических возможностей);

- потенциальные возможности к обучению;

- умение строить свою работу с учетом своеобразия структуры дефекта в каждом конкретном случае.

.

Дифференцированный подход к таким воспитанникам должен отличаться большой гибкостью, динамичностью, включать такие педагогические приёмы, которые были бы направлены как на дозировкуучебных нагрузок, так и на создание сугубо индивидуальных взаимоотношений с тем или иным учеником, в том числе в умелом использовании приёмов поощрения и наказания. В отдельных случаях допустимо сознательное игнорирование (например, в момент аффективной вспышки с элементами демонстративности и эгоцентрических притязаний).

Особое значение имеет способность педагога правильно оценивать возможности учащегося в связи с его психопатологическими особенностями, учитывать эти особенности при определении оптимальной нагрузки во времени, правильного чередования труда и отдыха. Педагог должен уметь чутко улавливать изменения и вовремя распознать первые признаки наступающего утомления, правильно расценивать изменения в поведении.

Признаки нарастающего утомления могут быть совершенно разные при различных синдромах.

Так, при гиперстенической форме невростеноподобного синдрома – усиление психомоторной расторможенности, проявление недисциплинарности и непослушания, невнимательности и негативизма.

При гипостенической форменаоборот углубление заторможенности, пассивности, рассеянности, появление сонливости, инактивности в виде отказа от продолжения работы, от какой бы то ни было деятельности вообще И в тех и других случаях это сигнал о необходимости прекращения данного вида деятельности. ипринятия тех или иных мер, иногда общих для представителей разных клинических групп, иногда качественно отличных и даже противоположных по характеру.

К таким общим мерам относятся:

Приёмы переключения с одного вида деятельности на другой.

Приемы направленные непосредственно на повышение уровня работоспособности, активности воспитанников:

- привлечение внимания и обеспечение более или менее длительной ее фиксации;

- тренировка внимания, пробуждение интереса к тому или иному виду занятий;

- стимуляция деятельности в виде одобрения и похвалы.

В коррекционно-воспитательной работе с подростками, имеющими патохарактерологические особенности целесообразно использовать характерную для них внушаемость в психотерапевтических целях.

Учитывая, что слово, тон, эмоциональная окраска голоса в своей совокупности являются очень сильным раздражителем, вызывающим возбуждение корковых клеток. Особенное внимание должно быть уделено предъявлению словесной инструкции (её предельная чёткость, краткость и в иных случаях – расчленённость, предъявление её в замедленном темпе, повторению, тренировке умений и навыков.

Если у воспитанников возникло возбуждение, что обычно выражается возрастающим шумом в группе, двигательной расторможенностью одних и инактивностью, вялостью, сонливостью других, педагогу целесообразно переключиться на другой тон.

Педагогу постоянно приходится преодолевать и определё нные патохарактерологические особенности подростков: грубость, негативизм, упорный отказ от работы, эгоцентрические установки, конфликтность, отход от коллектива. Особое значение приобретает в этом плане планомерное, настойчивое включение такого воспитанникав работу, а также максимальное воздействие на его эмоциональную сферу: изменение его неправильных установок в отношении к окружающим, установление контакта с ними, стимуляции эмоциональности заинтересованности в задании.

Для нивелирования акцентуаций характера у детей подросткового возраста полезно как можно чаще включать в любые занятия:

-релаксационные, дыхательные упражнения, методы арт-терапии, психопрофилактические упражнения (психогимнастика, различные способы для формирования произвольной саморегуляции.

Большое значение в коррекционной работе с такими воспитанниками имеет налаживание отношений такого подростка со значимым взрослым.

С учетом того, что при налаживании контакта с подростком педагог опирается на положительные личностные качества, создание ситуаций успеха и избегание стрессогенных факторов.

Знание особенностей детей, создание определённых условий и организация лечебно-охранительных или лечебно-тренирующих режимов позволяет в той или иной степени корректировать поведение детей с различными интеллектуальными способностями, осложненными невротическими и психопатоподобными нарушениями

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы и методы работы педагогов с детьми с невротическими и психопатоподобными проявлениями
Опубликовано: 2 мая 2020 в 11:19
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД