Мартыненко Светлана
Приемы и методы работы педагогов с детьми с невротическими и психопатоподобными проявлениями
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Мартыненко С. М.
В 2016-2017 году все детские дома-интернаты были переименованы в ЦССВ (Центры содействия семейному воспитанию) работа педагогов и специалистов была перестроена и переориентирована на устройство детей, проживающих в данных учреждениях на семейные формы воспитания. Благодаря чему в учреждениях резко снизилось количество воспитанников, но среди оставшихся возрос процент детей с тяжелыми сочетанными формами нарушений как соматического, так и психического характера. Наравне с тяжелыми формами интеллектуальных нарушений возросло количество детей с девиантным поведением, обусловленным невротическими и психопатоподобными нарушениями. Работа педагогов с такой категорией детьми, представляет особую трудность. Основной дефект, осложненный такими нарушениями, в значительной степени меняет поведенческие реакции ребенка и его работоспособность. Психопатоподобные расстройства при умственной отсталости встречаются довольно часто во всех возрастных категориях детей. Неврозоподобные и невротическиерасстройства (тики, энурез, заикания, реже энкопрез) наиболее часто встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. У подростков нередко встречаются тревожные и депрессивно-дистимические расстройства, психозы у детей с умственной отсталостью также встречаются гораздо чаще, чем у интеллектуально сохраненных детей. Такая осложненность структуры дефекта требует комплексной работы всего коллектива и особого педагогического подхода к детям. Рассмотрим пути решения этой проблемы исключительно педагогическими методами коррекции поведения.
Публикация «Приемы и методы работы педагогов с детьми с невротическими и психопатоподобными проявлениями» размещена в разделах
Определяющей задачей коррекции девиантного поведения воспитанников является коррекция ассоциальных установок личности путем:
- систематических воспитательных бесед на значимые для них темы с использованием различных приё мов: разбор моделей правильного поведения в группе, на прогулке. В общении с воспитанником важно акцентировать его внимание на общих правилах поведения, выполнение которых, приводит к уменьшению количества конфликтных ситуаций и как следствие улучшение состояния здоровья, о котором эти дети, как правило, заботятся;
- замены отрицательных стимулов поведения новыми социально-положительными, например посещение контактного зоопарка, экскурсии, что должно быть прежде заслужено и представлено как мера поощрения.
И не менее важно, что любое порицание должно соответствовать проступку и следовать незамедлительно после проступка и после разбора поведения воспитанника из-за трудностей критического отношения к себе т к своим поступкам самого ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с девиантным поведением проводится на фоне медикаментозной поддержки ребенка, обусловленной его психическим статусом. И требует соблюдения определённых условий и организации лечебно-охранительных или лечебно-тренирующих режимов.
Первое условие – все службы учреждения должны работать в системе взаимодействия. Цель взаимодействия: создание оптимальных условий для преодоления проблем в развитии ребенка и коррекции его поведения.
Второе условие - правильная организация всего педагогического процесса. Строго дифференцированный подход к воспитанникам должен быть исходной позицией в построении плана работы с ребенком.
Для осуществления дифференцированного подхода педагог должен как минимум знать:
- психопатологические особенности того или иного воспитанника (с обязательным учетом физических возможностей);
- потенциальные возможности к обучению;
- умение строить свою работу с учетом своеобразия структуры дефекта в каждом конкретном случае.
.
Дифференцированный подход к таким воспитанникам должен отличаться большой гибкостью, динамичностью, включать такие педагогические приёмы, которые были бы направлены как на дозировкуучебных нагрузок, так и на создание сугубо индивидуальных взаимоотношений с тем или иным учеником, в том числе в умелом использовании приёмов поощрения и наказания. В отдельных случаях допустимо сознательное игнорирование (например, в момент аффективной вспышки с элементами демонстративности и эгоцентрических притязаний).
Особое значение имеет способность педагога правильно оценивать возможности учащегося в связи с его психопатологическими особенностями, учитывать эти особенности при определении оптимальной нагрузки во времени, правильного чередования труда и отдыха. Педагог должен уметь чутко улавливать изменения и вовремя распознать первые признаки наступающего утомления, правильно расценивать изменения в поведении.
Признаки нарастающего утомления могут быть совершенно разные при различных синдромах.
Так, при гиперстенической форме невростеноподобного синдрома – усиление психомоторной расторможенности, проявление недисциплинарности и непослушания, невнимательности и негативизма.
При гипостенической форменаоборот углубление заторможенности, пассивности, рассеянности, появление сонливости, инактивности в виде отказа от продолжения работы, от какой бы то ни было деятельности вообще И в тех и других случаях это сигнал о необходимости прекращения данного вида деятельности. ипринятия тех или иных мер, иногда общих для представителей разных клинических групп, иногда качественно отличных и даже противоположных по характеру.
К таким общим мерам относятся:
Приёмы переключения с одного вида деятельности на другой.
Приемы направленные непосредственно на повышение уровня работоспособности, активности воспитанников:
- привлечение внимания и обеспечение более или менее длительной ее фиксации;
- тренировка внимания, пробуждение интереса к тому или иному виду занятий;
- стимуляция деятельности в виде одобрения и похвалы.
В коррекционно-воспитательной работе с подростками, имеющими патохарактерологические особенности целесообразно использовать характерную для них внушаемость в психотерапевтических целях.
Учитывая, что слово, тон, эмоциональная окраска голоса в своей совокупности являются очень сильным раздражителем, вызывающим возбуждение корковых клеток. Особенное внимание должно быть уделено предъявлению словесной инструкции (её предельная чёткость, краткость и в иных случаях – расчленённость, предъявление её в замедленном темпе, повторению, тренировке умений и навыков.
Если у воспитанников возникло возбуждение, что обычно выражается возрастающим шумом в группе, двигательной расторможенностью одних и инактивностью, вялостью, сонливостью других, педагогу целесообразно переключиться на другой тон.
Педагогу постоянно приходится преодолевать и определё нные патохарактерологические особенности подростков: грубость, негативизм, упорный отказ от работы, эгоцентрические установки, конфликтность, отход от коллектива. Особое значение приобретает в этом плане планомерное, настойчивое включение такого воспитанникав работу, а также максимальное воздействие на его эмоциональную сферу: изменение его неправильных установок в отношении к окружающим, установление контакта с ними, стимуляции эмоциональности заинтересованности в задании.
Для нивелирования акцентуаций характера у детей подросткового возраста полезно как можно чаще включать в любые занятия:
-релаксационные, дыхательные упражнения, методы арт-терапии, психопрофилактические упражнения (психогимнастика, различные способы для формирования произвольной саморегуляции.
Большое значение в коррекционной работе с такими воспитанниками имеет налаживание отношений такого подростка со значимым взрослым.
С учетом того, что при налаживании контакта с подростком педагог опирается на положительные личностные качества, создание ситуаций успеха и избегание стрессогенных факторов.
Знание особенностей детей, создание определённых условий и организация лечебно-охранительных или лечебно-тренирующих режимов позволяет в той или иной степени корректировать поведение детей с различными интеллектуальными способностями, осложненными невротическими и психопатоподобными нарушениями