Папки-передвижки

Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ (4 фото)

Екатерина Зайцева
Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Применение интеллект-карт

в коррекционно-образовательном процессе ДОУ

Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка»

комбинированного вида г. Орска»

Зайцева Екатерина Петровна

Ввиду своих специфических особенностей проблема развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи становится особенно острой, так как диагностирована она зачастую бывает уже в старшем дошкольном или подготовительном к школе возрасте. Оставлять без должного внимания специалистов нарушения в равитии словаря нельзя потому, что это приводит к более обширным проблемам, среди которых неусвоение обобщающих понятий, нарушения формирования семантических полей и лексического строя речи в целом.

Публикация «Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ» размещена в разделах

Актуальность применения интеллект-карт в коррекционно-развивающем процессе продиктована специфическими особенностями развития функции обобщения у детей с ТНР. Как правило, анализ и обобщение материала у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи затруднена в виду слабого развития логических связей.

Для обобщения материала по лексической теме таким детям необходима визуализация материала, которая помогала бы закреплять пройденные темы и демонстрировать наглядно связи между понятиями.

Опорой в моей работе стали труды таких ученых как А. Р. Лурия, Н. Ю. Борякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, а так же материалы о разработке интеллект-карт Тони Бьюзена и «Применение ментальных карт в учебном процессе» В. А. Литвинова.

Сама по себе интеллект-карта представляет собой графическую схему с определением проблемы (идеи, основной мысли) в центральной части листа. При этом расположение листа тоже имеет огромную роль и должно быть строго горизонтальным (альбомным). Это обусловлено развитием мысли через несколько плоскостей. Вместо стрелок в классической интеллект-карте используются плавные ответвления, которые обозначаются разными цветами.

После определения основной мысли нужно выделить дочерние, второстепенные темы. От второстепенных данных берут начало третичные и так далее. Удобны интеллект-карты тем, что основную мысль можно развивать сколько угодно, продолжая прорисовывать ответвления, добавлять новые логически завязанные данные. Специалисты, освещающие применение интеллект-карт в ДОУ советуют использовать не только схематичные рисунки для визуальной опоры детей, но и вырезание нужных иллюстраций и приклеивание их на саму карту. За минусом такой методики я отнесла бы то, что каждая лексическая тема, оставляла после себя огромные карты, которые нужно было где-то хранить.

Еще одной проблемой применения ителлект-карт к условиям ДОУ стал тот факт, что эта разработка не имеет достаточно широкого использования в образовательном процессе и требует адаптации для детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако, она решает такие задачи, как:

развитие у детей с ТНР аналитико-синтезирующих функций и логического мышления путем расширения семантических полей;

расширение номинативного, предикативного и адьективного словаря детей с ТНР в процессе обобщения лексической темы;

улучшение качества устной речи;

обучение детей с ТНР работе со схемами;

развитие мелкой моторики (дети самостоятельно подготавливают материалы – картинки, стрелки и т. д., пространственных ориентиров.

Тогда я задалась вопросом, как адаптировать применение данной методики чтобы оно стало не только интересным и понятным ребенку с тяжелыми нарушениями речи, но и удобным в использовании педагогом.

Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ
Фото №1 Применение интеллект карт в коррекционно образовательном процессе ДОУ Учитель логопед МДОАУ Д с Журавушка комбинированного вида г Фото №2 Публикация Применение интеллект карт в процессе коррекционно образовательной деятельности ДОУ размещена в разделах Интеллект карты

На помощь мне пришли фланелеграфы, которые мы используем в своей практике для обучения грамоте. Для основы интеллект-карты я использую фетровое полотно, для отслеживания логических цепочек разноцветные стрелки. Материалы для интеллект-карт готовят дети совместно с воспитателем на занятии или в свободной деятельности по моей рекомендации.

Применение интеллект-карт происходит в процессе обобщения лексических тем на подгрупповом занятии. На индивидуальных занятиях использую интеллект-карты на этапе автоматизации звука. Эта технология дает детям возможность визуально охватить изучаемый материал и закрепить полученные знания.

Фото №3 Как правило анализ и обобщение материала у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи затруднена в виду слабого развития логических связей

Для меня, как специалиста интеллект-карта практична тем, что не нужно подбирать множество схем для каждой отдельной деятельности в процессе индивидуального занятия. Все символы универсальны и их применение варьируется исходя из поставленных коррекционных задач.

С применением интеллект-карт дети стали активнее вовлекаться в учебный процесс, активизировались высшие психологические функции (внимание, мышление, память, речь, пассивный и активный словари увеличиваются, что сказывается положительно на уровне общего высказывания. Логико-синтезирующая функция мышления у детей становится более развитой. Это отражается на общем уровне мышления детей.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Фотоотчёт о проекте «Исследовательская деятельность детей с использованием интеллект-карт по теме «Времена года»Фотоотчёт о проекте «Исследовательская деятельность детей с использованием интеллект-карт по теме «Времена года» Цель проекта: Формирование целостного представления о временах года: признаки времён года; сезонные изменения в живой и неживой природе.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта (карта мыслей или ассоциаций).

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Применение интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в образовательной деятельности с детьмиПрименение интерактивного комплекса «Играй и развивайся» в образовательной деятельности с детьми В наше время информационные технологии становятся базой современного дошкольного образования. Образовательные подвижные занятия «Играй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ
Опубликовано: 18 января 2023 в 11:56
+223Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Зайцева (УИ 1522939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД