Папки-передвижки

Применение технологии кластера на уроках русского языка в начальной школе

Вдовина
Применение технологии кластера на уроках русского языка в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Применение технологии кластера

на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация. Кластер – педагогическая технология, которую возможно применить на любом этапе урока с целью повторения и закрепления ранее изученного материала.

Ключевые слова: образовательный процесс, критическое мышление, технология кластера.

Публикация «Применение технологии кластера на уроках русского языка в начальной школе» размещена в разделах

Понятие «кластер» пришло в педагогику из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы.

Существенный вклад в понятие «кластер» внес Майкл Юджин Портер – профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес - школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.

Современная система образования ориентирована на повышение самостоятельности младшего школьника. Критическое мышление – это педагогическая технология, которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной школе – это один из его методов. Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

На первом этапе происходит активизация знаний учащихся, вовлечение их в образовательный процесс, т. е. воспроизведение знаний по данной теме, их систематизация, постановка проблемных вопросов. На этапе осмысления происходит организация деятельности учащихся, работа с информацией: чтение материала в источниках, обдумывание, анализ, систематизация. Рефлексия – этап, на котором происходит обработка знаний в ходе деятельности, позже делаются выводы.

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Основываясь на своем педагогическом опыте, могу сказать, что данный метод весьма эффективен на уроках повторения и закрепления изученного материала. Он позволяет за один урок систематизировать имеющиеся знания, восполнить пробелы, проявить креативность мышления и некий творческий подход. Также позволяет создать ситуацию успеха для учащихся, которая очень важна для формирования мотивации и самооценки младших школьников. Наиболее рациональным, с моей точки зрения, будет использование данного метода на уроках русского языка и окружающего мира, так как позволяет переработать огромный пласт теоретических знаний по разным разделам и темам.

Впервые мной была проведена подобная работа на уроке русского языка в 3 классе. К концу третьего года обучения младшие школьники уже имеют колоссальные теоретические знания, которые нужно систематические повторять, упорядочивать и отрабатывать на практике. И одним из методов повторения и систематизации знаний я выбрала метод «кластера».

Первой темой, которую мы повторили, стала фонетика, так как расположить материал по принципу «от простого к сложному» было наиболее правильно, с моей точки зрения. В работу был вовлечен весь класс, учащиеся с удовольствием отвечали на поставленные вопросы, дополняли ответы друг друга.

Учащимся было предложено обозначить характеристику звука цветными карандашами, как это было в добукварном периоде. Они с удовольствием провели эту работу, проявив тем самым творческий подход.

На обращенный к учащимся вопрос, какие еще темы можно повторить и составить подобный кластер, были получены ответы: состав слова, главные члены предложения, части речи.

В процессе составления кластера наблюдалась активность всего класса.

При составлении данного кластера один из учеников предложил использовать графические обозначения частей слова. Эта идея была поддержана и с радостью использована остальными учащимися.

При составлении кластера на тему «Главные члены предложения» также было предложено использовать вместо названий графические обозначения, чтобы не тратить время и облегчить работу.

На, вопрос, как еще увеличить и расширить этот кластер, учащиеся предложили дописать вопросы к каждому члену предложения и выполнили это самостоятельно в своих тетрадях.

Части речи вспомнили только перечислением, не усложняя кластер.

В процессе выполнения этого кластера обучающиеся повторили принятые сокращения частей речи и использовали их в своей работе. Здесь могут быть использованы дополнительные понятия самостоятельных и служебных частей речи.

Далее мною было предложено подробнее разобрать каждую часть речи самостоятельно. Начали мы с существительного. После устного повторения, работа выполнялась в тетрадях и проверялась индивидуально. Критерии оценивания были записаны на доске: отметка пять ставилась за кластер, имеющий три и более уровня, отметка четыре за кластер, имеющий менее трех уровней. Таким образом, учащиеся были настроены на успех и уверены в себе, ведь в любом случае получат хорошую отметку. Из всех работ наиболее удачными оказались всего три. Учащимся, у которых кластеры оказались не столь удачны, было предложено в тетрадях выполнить образец.

При подведении итогов было также предложено дополнить этот кластер вопросами падежей, отличительными признаками каждого склонения.

Таким образом, за один урок мы повторили несколько пройденных тем, систематизировали имеющиеся теоретические знания, учащиеся всего класса получили отметки. В качестве домашнего задания было предложено сделать кластер на тему «Имя прилагательное».

Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.

Литература

1. Русский язык : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. ]. – 6-е изд., стереотип. – М. : Вентана – Граф. 2018. – 192 с. : ил. : вкл. – (Российский учебник).

2. https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-klasteri-i-e-modifikacija.html

3. Kladraz.ru

Публикации по теме:

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Конспект урока русского языка в начальной школе «Повторение изученного о глаголе» Тема урока: «Глагол» Место урока: раздел повторения Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: закрепить навыки правописания глагола.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии кластера на уроках русского языка в начальной школе
Опубликовано: 9 августа 2022 в 06:52
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии кластера на уроках русского языка в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Вдовина (УИ 3035716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД