Получи документы

Применение технологии самомассажа в работе учителя-логопеда (5 фото)

Наталья Гарифуллина
Применение технологии самомассажа в работе учителя-логопеда

Применение технологии самомассажа в работе учителя-логопеда.

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детей, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Публикация «Применение технологии самомассажа в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике.

В последние годы возросло число детей, имеющих диагноз дизартрия. Одним из методов коррекционно-педагогического воздействия на данную группу детей является логопедический массаж. Но многие логопеды не имеют специального медицинского образования для его проведения, а основной принцип нашей работы – не навреди. Поэтому в своей работе я активно использую приёмы самомассажа.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Целесообразно использовать самомассаж по нескольким причинам:

1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

3. Можно использовать без специального медицинского образования.

Обучая детей самомассажу, показываю каждый приём на себе и комментирую его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме. Самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Он может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз.

В своей работе использую следующие виды самомассажа :

1. Самомассаж мышц лица (щёк, губ, укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. При повышенном тонусе мышц — спастическая форма дизартрии, массируя мышцы щёк, рефлекторно расслабляются мышцы языка.

При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк, при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.

Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Наши щёчки золотые

(с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

Самомассаж с помощью мячиков, бигуди (сопровождаю стихотворным текстом).

Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа :

Толстячок — худышка,

Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую,

Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз,

Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

Упражнения для укрепления губ:

Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»

Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

Прятки - втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны.

Проговаривание слогов – амма, абба, аппа…

Скороговорки – От топота копыт пыль по полю летит; пекарь пёк пироги в печи; пошла Поля полоть в поле; Петр в печке пек печенье; Петр Петрович, по прозванью Перов.

Упражнение с пуговицей — 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

2. Самомассаж мышц языка.

При полиморфном нарушении звукопроизношения произвожу массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день.

Простой приём самомассажа : Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.

Упражнения – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, ….

Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

Массаж горошинами — переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.

Перекатывать во рту виноградинку, стараясь не раздавить её.

3. Самомассаж пальцев рук.

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата.

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».

Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.

Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.

В моём кабинете есть уголок «Умелые пальчики», в котором подобраны различные предметы, используемые для самомассажа и развития мелкой моторики: различные массажёры-мыльницы, резиновые шарики, прищепки, палочки для коктейля, шарики и пружинки Су- Джок, коврики-травка, бигуди, волчки, стеклянные шарики, гречка, горох, рис.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж под стихотворный текст.

Самомассаж пальцев шариком Су-Джок

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.

(Катать шарик круговыми движениями между ладонями).

По ладошкам побежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(Катать шарик между ладошками вверх-вниз)

Пых, пых. (Сжимать шарик между ладонями перед грудью)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит: пых, пых.

(держа шарик в одной руке, нажимать на каждый пальчик другой, затем руки поменять)

Бегает туда-сюда, мне щекотно,

(катать шарик между ладошками вверх-вниз)

Да, да, да. (Сжимать шарик между ладонями перед грудью)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(Сжимаем шарик сначала в одной руку, затем в другой)

Самомассаж пальцев рук массажным ковриком

На полянке, на лужайке целый день скакали зайки

(постукивание всеми пальцами по коврику)

И катались по траве от хвоста и к голове

(ладони лежат на коврике, сжимание пальцев в кулак)

Долго зайки так скакали и, (постукивание всеми пальцами по коврику)

напрыгавшись, устали. (Прижать раскрытые ладони к коврику)

Стала гладить и ласкать всех зайчат зайчиха-мать

(поглаживание всеми пальцами по коврику)

Шла медведица спросонок, а за нею медвежонок,

(постукивание рёбрами ладоней по коврику)

А потом пришли детишки, принесли в портфелях книжки.

(средними и указательными пальцами шагать по коврику)

Стали книжки раскрывать (раскрыть ладони, прижатые друг к другу)

И в тетрадочку писать. (Правой рукой как бы писать на левой).

Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, особенно у детей с дизартрией помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Применение технологии самомассажа в работе учителя-логопеда
Применение технологии Самомассаж игровой массаж в детском саду самомассажа в работе учителя логопеда Многочисленные исследования показывают неблагоприятная экологическая ситуация сложные социально экономические условия способствуют тому что здоровье детей имеет тенденцию к ухудшению И поэтому оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность
Публикации по теме:

Информационные компьютерные технологии в работе учителя логопеда В настоящее время происходит все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который.

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, развития детей на.

Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОНР старшего ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена требованиями ФГОС ДО. Требования к современному образованию постоянно обсуждаются.

Отчет по самообразованию новые логопедические технологии в работе учителя-логопеда ОТЧЕТ по реализации темы самообразования Свою работу по самообразованию начала с поставленной перед собой цели. Для успешного достижения.

Применение элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда Применение элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Главная задача педагога дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста В условиях работы логопедического пункта в занятия с детьми старшего дошкольного возраста включаю элементы здоровьесберегающих технологий.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» Изменяющиеся условия воспитательно-образовательной деятельности, диктуют необходимость использовать в работе новые средства обучения, развития.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, но оптимизируют процесс коррекции речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии самомассажа в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 16:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД