Cветлана Кузьмина
Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре, плаванию, воспитываются личностные, морально - волевые и поведенческие качества.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.) которые оказывают влияние на состояния здоровья и развития детей, по интенсивности воздействия важное место занимает физическое воспитание (плавание). В процессе сложного взаимодействия человека с окружающей средой плавание играет большую роль, являясь одним из важнейших биологических звеньев, связывающих различные вегетативные и психические функции в организме человека.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Плавание повышает жизнеспособность развивающего организма, благотворно и разносторонне влияет на организм ребенка, укрепляет здоровье и закаливает организм, оказывает благотворное психологическое воздействие, вызывает положительные эмоции. Ведь данный вид физических упражнений активизирует обмен веществ, положительно влияет на нервную систему. Ритмичное дыхание укрепляет легкие, оказывает профилактическое и лечебное воздействие на органы дыхания, повышает функциональную деятельность сердечно-сосудистой системы, а также развивает силу мышц и гибкость, является средством профилактики и лечения нарушений осанки.
Использование бассейна в ДОУ способствует: повышению двигательной активности детей; разнообразию закаливающих процедур; усилению оздоровительной направленности учебного процесса; снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма, а значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Сюжетно – игровое занятие является одной из организованных форм проведения занятий по плаванию, способствующей воспитанию интереса детей дошкольного возраста к плаванию, эффективное спортивно-оздоровительное средство. В отличии от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определённому сюжету (например, «Приключения маленьких пловцов», «В гостях у солнышка здоровья»). Использование игровых приемов, имитации и подражания облегчает процесс освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Главная цель работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье.
Сюжетно-игровые занятия направлены на решение следующих задач:
охрана и укрепление здоровья детей;
повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
гармоническое развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;формирование правильной осанки;
совершенствование двигательных навыков;
развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.
воспитание интереса и потребности в систематических занятиях плаванием;
формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
Для решения поставленных задач при проведении сюжетно-игровых занятий используются различные виды здоровьесберегающих технологий.
ОРУ с элементами корригирующей гимнастики
Способствует укреплению опорно – двигательного аппарата, усилению мышечного корсета позвоночника и нижних конечностей, улучшению функций дыхания, сердечно-сосудистой системы, поднимает настроение и мышечный тонус детей. Общая тренировка организма ребенка перед плаванием.
Гигиенический душ
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья. Использование гигиенического душа на входе и выходе из бассейна является хорошим методом контрастного душирования. Благодаря механическому раздражению падающей воды душ вызывает местную и общую реакцию организма. Душ – не только обеспечивает термические нагрузки, является хорошей тренировкой сосудов и способствует усилению циркуляции крови и лимфы, оказывает массирующее воздействие на кожу.
Самомассаж и точечный массаж
Повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствуют улучшению в организме обменных процессов, помогает справиться с различными заболеваниями. Использование приёмов самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления.
Пальчиковая гимнастика
Способствует овладению навыками мелкой моторики;помогает развивать речь и умственные способности ребёнка;повышает работоспособность коры головного мозга;развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;помогает снимать тревожность.
Контрастные ножные ванны
Контрастное ножное закаливания начинается с теплой ванны, где температура 36 градусов. Потом дети переходят в прохладную ванну, где температура воды сначала 25-26 градусов и постепенно снижается до 18 градусов. Время увеличения контраста температур до максимального около полтора месяца и зависит от возраста детей. По данному виду закаливания ведется журнал, где отслеживается понижение температуры.
Хождение босиком и хождение по корригирующим дорожкам
Большая динамическая работа ног при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает - предупредить заболевание плоскостопием. Хождение по массажным коврикам является профилактикой плоскостопия.
Дыхательные упражнения
При плавании ребенок дышит чистым, увлажненным воздухом. ДУ проводятся с целью укрепления дыхательной мускулатуры. При вдохе и выдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Подвижные и малоподвижные игры на воде
Игра – наиболее доступный вид деятельности для детей. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Включение различных специальных упражнений, подвижных игр, разнообразных форм занятий по плаванию позволяет разнообразить процесс, избежать схематичности, монотонности и повысить эффективность занятий.
Фиточай(отвар шиповника)
Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ.
Музыкотерапия
Музыкальное сопровождение подбирается в соответствии с темой занятия, создает настрой, способствует коррекции психофизического развития детей.
Упражнения на релаксацию
Плавание с поддерживающими средствами дают детям приятные и интересные впечатления. Помогают почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением.
Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Используются следующие формы работы:
консультации, рекомендации и беседы;
папки-передвижки;
круглый стол;
анкетирование;
памятки, буклеты;
игротренинги;
день открытых дверей;
домашние задания;
фотовыставки, коллажи.
Таким образом, проведение сюжетно-игровых занятий с использованиемздоровьесберегающих технологий выражается в положительном воздействии занятий на состояние здоровья и уровень физической подготовленности детей, что характеризуется снижением заболеваемости и улучшении результатов в двигательных тестах, способствуют формированию интереса и потребности в занятиях по плаванию.
Список использованной литературы:
1. Е. Н. Вареник Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет – М., 2006
2. И. В. Сидорова Как научить ребенка плавать – М., Айрис пресс, 2011
3. Н. Ж. Булгакова Плавание – М., «Физкультура и спорт», 1999
4. М. В. Рыбак занятия в бассейне с дошкольниками – М., 2012
5. С. В. Яблонская, С. А. Циклис Физкультура и плавание в детском саду – М., 2018
6. Н. Ефименко Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста – М., 1999
7. С. Шарманова «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста – Челябинск, 1996
8. Интернет – ресурсы