мария скворцова
Примерный шаблон годового отчета педагога-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
• Информационно-статистический раздел;
• Педагогическая деятельность;
• Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса;
• Планы на будущий учебный год;
• Выводы;
Публикация «Примерный шаблон годового отчета педагога-дошкольника» размещена в разделах
Это слова, которые выражают силу чувств и переживаний. Например, вместо стандартных: воспитанники и дети, можно употреблять ребята, малыши, детки. Также слова, выражающие оценку, будут нелишними: огромное значение, чудесные отношения, прекрасные ребята, неоценимый опыт и т. п.
Поскольку годовой отчет – это своеобразная творческая самопрезентация достижений, то сделать ее интересной, читабельной, можно и нужно. Но не советую впадать в другую крайность – слишком упрощать текст, мы же образованные люди, владеющие соответствующей терминологией, поэтому не стоит использовать разговорные выражения. Есть, кстати, программы, с помощью которых можно проверить текст на ошибки, в том числе и стилистические.
О чем писать в информационно-статистическом разделе отчета?
Теперь приступим к составлению отчета за год. Первый раздел содержит сведения о количестве детей, которые посещали группу на протяжении года: сколько всего, сколько мальчиков и девочек отдельно, средний возраст малышей.
Если вы – воспитатель младшей группы, то нужно написать о степени адаптации ребят к условиям ДОУ. Например, по специальному тесту можно определить коэффициент адаптации и расписать, сколько деток имеют низкий показатель адаптации, средний и высокий.
Можно охарактеризовать коллектив в целом: группа состоит, например, из доброжелательных деток, которые хорошо ладят друг с другом, с воспитателями. Если есть проблемный малыш, тоже по вашему желанию можно описать причину плохой адаптации в коллективе, и что на конец года проблема решена положительно.
Нужно обязательно включить фразу, что все детки развивались соответственно возрасту и наблюдается положительная динамика к дальнейшим успехам. Обычно в старшей и подготовительной группе ребята посещают дополнительные кружки, секции, то об этом лучше написать, поскольку данный факт свидетельствует о всестороннем развитии детей не без вашего участия.
Критерии вашего профессионализма определяются не по отчетам, а по реальной деятельности, которая происходит у всех на глазах. И самый «золотой» отчет не перекроет ваше неумение заинтересовать детей или сработаться с родителями воспитанников…
Раздел 2 – педагогическая деятельность
Первая же фраза этого раздела – что деятельность группы осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ на отчетный период
Затем перечисляем задачи, поставленные перед вашей группой (например) :
• Создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе;
• Обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников;
• Применение современных здоровьесберегающих методик развития и обучения;
• Максимальное применение всех доступных методик с целью повышения результативности воспитательно-образовательного процесса;
• Обеспечение благоприятной обстановки для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
• Применение и представление в работе опыта авторитетных современных педагогов-методистов в сфере развития креативного мышления у детей;
• Постоянная работа по укреплению связей между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса во благо детей;
• Организация НОД на принципах уважения к личности ребенка, исключения любого давления на него, единого подхода к развитию детей со стороны всех участников воспитательного процесса.
Не лишней в этом разделе будет прописанная личная концепция воспитателя. Хотя личная концепция деятельности педагога созвучна с общими задачами, которые стоят перед ДОУ, но для весомости отчета можно отдельно указать свои принципы работы, например :
• Постоянное самосовершенствование в направлении обеспечения гармоничного развития воспитанников на общечеловеческих ценностях, на принципах взаимного уважения, любви и поддержки творческих стремлений;
• Использование игры как важнейшего метода обучения детей дошкольного возраста, постоянный поиск интересных и созвучных нашему времени способов организации игры;
• Соблюдение принципа толерантности к представителям разных культурно-религиозных общин, построение образовательно-воспитательной деятельности, применяя дифференцированный подход.
Если у вас есть инновация или педагогическая находка – не забудьте описать ее суть. Например, что для решения поставленной задачи по развитию детей вы применили нестандартную методику, которая дала хорошие результаты.
Раздел «Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса»
В этом разделе сначала нужно написать, что на протяжении года строго выполнялись и соблюдались требования санитарно-гигиенических норм, внутренний распорядок, согласно планам проводились медицинские и психологические обследования детей и т. д. Обязательно укажите на положительную динамику по всем показателям.
Главное при составлении отчета – презентация достижений. Легче справиться с этим разделом, если сделать подпункты достижений своих воспитанников:
• Физические достижения: Это умение прыгать, бегать, преодолевать препятствия на ходу и бегу, бросание мяча и т. п. Все, чем вы занимались на физкультуре, можно здесь указать.
• Познавательно-речевые: также в соответствии с возрастом, например, дети умеют называть основные цвета, задавать и отвечать на вопросы, способны поддержать беседу, удерживать интерес на занятии. Способны делиться впечатлениями с друзьями и взрослыми. Можно сказать о трудностях отдельных воспитанников.
Здесь ориентируемся на занятие по развитию речи. Задачи, которые вы ставили перед детьми на этих занятиях как раз подходят для данного раздела. Кстати, видео и фото мероприятий тоже можно приложит
Социально-личностные успехи: все дети могут находить общий язык с взрослыми и сверстниками, могут находить компромисс во время сюжетно-ролевых игр, способны разрешать конфликты с помощью взрослых или самостоятельно. Обучились выражать эмоции согласно выбранной роли в игре, могут отстоять свое видение на сюжет игры. Умеют усложнять правила и сюжет.
Для этого пункта подсказки ищем в задачах и целях сюжетно-ролевых игр соответственно возрастным группам.
• Художественно-эстетические достижения: дети знают названия и способы применения разных материалов в творчестве, умеют вырезать из бумаги, строить из конструктора, рисовать красками. Как вы поняли, перечень достижений зависит от возрастной группы. Также дети должны проявлять признаки художественного вкуса, чувствительности ко всему красивому и интерес к искусству.
Продолжаем хвастать достижениями…
Эта «номинация» получается самой объемной, кроме достижений детей нужно описать собственный рост как профессионала. Для этого пригодится тема вашего самообразования. Вы описываете, чего добились, занимаясь своей темой, и как это сказалось на успехах ребят. Можно просто переписать отчет по самообразованию и добавить об участии в конкурсах, прохождении курсов повышения квалификации. Если есть грамоты и сертификаты, похвастайтесь.
В этом разделе нужно также кратко описать проведенные мероприятия с детками и итоги разных детских соревнований, конкурсов.
.
Раздел «Работа с родителями»
В этом разделе мы характеризуем родительский состав группы в целом, что они принимают активное участие в жизни детсада, помогают воспитателям, активно посещают мероприятия.
Вообще существует несколько форм работы с мамами-папами:
• Обмен информацией: общие и индивидуальные консультации, собрания, беседы, общение посредством сайта ДОУ, через электронную почту;
• Образовательная деятельность: создание памяток для родителей, стендов, мастер-классы и методические консультации;
• Совместная деятельность: привлечение к подготовке и проведению мероприятий в рамках ДОУ (утренники, экскурсии, проекты).
Если почитать профстандарт педагога, то там черным по белому написано, что работа с родителями – одна из важнейших задач воспитателя и учителя. Поэтому в годовой отчет обязательно включаем этот пункт. Перечисляем все мероприятия, которые провели с участием родителей. Не зазорно указать проблему с какой-то мамашей и прописать пути ее разрешения.
В конце каждого раздела желательно делать небольшой вывод, типа, благодаря проделанной работе, значительно повысилась активность родителей, что отразилось на общей атмосфере в группе или что-то подобное.
Раздел: «Планы на будущий учебный год»
В этом разделе нужно написать, что, мол, планирую продолжать работать в обозначенных направлениях. То есть, перечислить опять же задачи из 2 раздела, но в другой интерпретации, например :
• Продолжать целенаправленную работу по всем направлениям воспитательно-образовательной сферы;
• Углубление и совершенствование работы с родителями;
• Искать новые способы совершенствования предметно-развивающей среды в группе;
• Повышать собственный уровень профессионализма путем самообразования, участия в образовательных программах, курсах.
Выводы
Этот раздел можно писать, опять же, отталкиваясь от задач, поставленных во втором разделе. Например, у меня первыми стоят задачи: создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе, обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников.
Значит, пишем примерно так : в течение учебного года деятельность, направленную на создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника в группе в целом можно считать успешной. Мне удалось обеспечить эмоционально благополучный климат в группе и дальше по списку задач.
Постарайтесь отметить моменты недоработки, положим, с родителями и напишите, что в будущем учебном году вы планируете усилить деятельность в этом направлении.
Также добавьте, что построение дальнейшей воспитательно-образовательной работы в группе вы будете планировать с учетом ошибок и опыта минувшего года.