Миляуша Хисамова
Принципы воспитания и условия их реализации
▼ Скачать + Заказать документы
1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, – ориентация на ценностные отношения, постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа выступают философская и психологическая подготовка педагога, которая только и позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением – закономерность, за закономерностью – основания жизни.
Публикация «Принципы воспитания и условия их реализации» размещена в разделах
2. Второй принцип воспитания – принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил.
3. Третий принцип – принцип целостности воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: «Принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей уважения к его личности».
Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Основные педагогические правила реализации принципов воспитания.
Реализация принципов воспитания подразумевает соблюдение следующих педагогических правил.
Природосообразность - подразумевает отношение к каждому человеку как части природы и соответственно весь воспитательный процесс должен быть организован в соответствии с учетом природного развития ребенка.
Природосообранозность как одно из основных правил воспитания, является, пожалуй, самым древнейшим, берущим свое начало со времен Античности. Именно во времена Античности впервые стали задумываться о том, что в воспитании подрастающего поколения должна быть определенная система, которая ни в коем случае не может быть искусственной.
Природосообразность в воспитании – это опора на естественное развития и становление ребенка, его личности, удовлетворение возрастных потребностей (в игре, знаниях, открытиях и т. д., соблюдение режима дня и т. д. На сегодняшний день педагогика вновь возвращается к соблюдению природособразности воспитания на всех ступенях становления и развития ребенка (детский сад, школа и т. п.).
Культуросообразность – учет культурных условий и особенностей культуры, в которых воспитывается ребенок.
В процессе воспитания педагоги должны уделять должное внимание такому элементу, как культура. Под культурой в данном случае понимается народные традиции, история, обычаи, правила и т. д. общества, в котором растет и развивается ребенок. Педагог должен учитывать особенности культуры и ее воспитательное воздействие на ребенка.
Гуманизация. Основная мысль данного принципа заключается в том, что фундаментальной задачей всего воспитательного процесса является гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, соблюдение ее прав и свобод, уважение мнения и взглядов ребенка. В процессе воспитания все участники являются равноправными членами, каждый из которых принимает активное участие и имеет полное право на высказывание и отстаивание своей точки зрения. Педагог ни в коем случае не навязывает ребенку своего мнения, не ставит его развитие в рамки и шаблоны. Работа с каждым ребенком предполагает гуманный характер взаимоотношений.
Дифференциация. Суть дифференциации в том, что в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Так как на поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.
Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития детей, их реакция на внешние воздействия. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании.