Папки-передвижки

Приобщение детей к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства русского народа

Ольга Толстых
Приобщение детей к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства русского народа

Актуальность

Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства, ремеслами, предметами быта русского народа, которые являются значительной частью культурного опыта человека. Именно дошкольный возраст является наиболее восприимчивым для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Проведенное среди родителей анкетирование показало их заинтересованность в приобщении детей к декоративно-прикладному искусству через создание творческой мастерской по работе с глиной. Так - как непосредственная работа с глиной, дает детям большие возможности творчества и эксперимента, и что немаловажно в процессе ознакомления с изделиями мастеров из глины расширяются знания детей о быте русских людей и их традициях.

Публикация «Приобщение детей к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства русского народа» размещена в разделах

Проблема

«Как пробудить у детей дошкольного возраста интерес к предметам обихода, декоративно – прикладному искусству русского народа сделанных из глины и помочь развить их творческий потенциал.

Противоречие

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Большинство новых программ концентрируются, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей с одной стороны, и практикой их развития – с другой.

Гипотеза

Если мы создадим условия для внедрения в педагогическую практику разнообразных форм и методов по приобщению детей к народному творчеству, в том числе по работе с глиной, то это будет способствовать не только развитию в детях любви и уважения к родной культуре, но и поможет раскрыть их творческий потенциал, желание экспериментировать и созидать.

Цель

Формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам гончарного и декоративно – прикладного искусства.

Задачи

1. Изучить литературу и опыт работы по данной проблеме;

2. Составить план мероприятий по реализации проекта и включить их в перспективный план работы.

3. Подобрать дидактический материал, конспекты занятий, лекторий для родителей.

4. Создать мастерскую для реализации творческих возможностей детей и поисково-исследовательской деятельности с учетом их индивидуальных возможностей и интересов.

5. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6Активизировать познавательную деятельность детей, углубить интерес к культуре и традициям русского народа.

7. Познакомить детей с основами гончарного ремесла и образцами народно – прикладного искусства, выполненными из глины.

8. Конкретизировать представления детей о глиняных предметах обихода, их назначениях свойствах и качествах.

9. Формировать у детей простейшие навыки в области прикладного искусства, развивать эстетическое восприятие.

10. Развивать логическое мышление научить детей объединять предметы в группы по определенному свойству, различать результаты труда мастеров: гончара, кузнеца.

11. Проанализировать полученные результаты.

Новизна.

Создание дидактического пакета для организации работы с детьми, по декоративно - прикладному искусству русского народа выполненными из глины.

Ожидаемые результаты

1Создание творческой мастерской по работе с глиной.

2. Дети должны получить первичные представления о многообразии и назначении предметов декоративно- прикладного искусства и гончарного ремесла.

3. Испытывать уважение и гордость за мастерство русского народа.

4. Научиться лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

5. Посредством опытов и исследовательской деятельности знать свойства и качества глины.

6. Родители должны проявить заинтересованность и поддержать детей в творческих начинаниях.

Участники проекта.

Дети 5,6 лет;

Воспитатели группы;

Зам. зав. по ВМ. Р.

Зам зав. по А. Х. Р.

Музыкальный руководитель;

Психолог;

Родители;

Сотрудники Рассказовского краеведческого музея.

Тип проекта:

Исследовательско-творческий.

Форма проведения

:

Занятие, исследовательская деятельность, экскурсия, беседы, игры (дидактические, творческие, режиссерские, игра – упражнение, развлечение, театрализованное представление, самостоятельная деятельность и совместная деятельность детей с воспитателями и родителями.

Продолжительность проекта

9 месяцев (с сентября по май)

Этапы реализации проекта.

1- Этап- организационно – подготовительный

.

Мероприятия

1. Анкетирование родителей.

2. Создание инициативной группы по реализации проектом.

3. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

4. Составить перспективный план по реализации проектом.

5.«Круглый стол» с участием родителей, в комнате «Русская изба»

6. Оформление мастерской.

7. Подбор и изготовление дидактических пособий для занятий.

8. Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта.

2 Этап - основной.

Мероприятия

1. Посещение детьми комнаты «Русская изба»

2. Оформление уголка творчества в группе (декоративно- прикладного искусства.)

3. Экскурсия к карьеру - «Где живет глина?»

4. Исследовательская деятельность. Опыты с материалом глина.

5. Занятие. Рассказ о гончарном промысле (с использованием слайдов.)

6. Занятие. Лепка «Мисочка»

7. Экскурсия с детьми и родителями в Рассказовский краеведческий музей.

8. Беседа «Мы ходили в музей»

9. Внесение в уголок творчества предметов декоративно прикладного искусства для свободного рассматривания.

10. Русская народная игра «Горшки»

11. Занятие. Лепка «Чашечка»

12. Дидактическая игра «Что как называется?»

13. Занятие. Рисование. Роспись глиняной чашечки.

14. Развлечение: «Музыкальные горшочки»

15. Театрализованное представление по сказке «Лиса и кувшин»

16. Творческая игра «Пекарня»

17. Консультация для родителей: «Народные промыслы»

18. Музыкальное занятие. "Русская глиняная свистулька»

19. Совместная деятельность. Лепка свистульки.

20. Дидактическая игра: «Угадай по звуку»

Развлечение «Веселый оркестр» с использованием глиняных свистулек и горшков.

21. Совместная деятельность. Раскрашивание свистульки.

22. Игра драматизация по сюжету потешки: «Наша- то хозяюшка» с использованием глиняных экспонатов «Комнаты старины»

23. Самостоятельная деятельность. Работа с глиной в творческой мастерской.

24. Игра- упражнение: «Веселая ярмарка»

25. Чтение сказки «Горшочек каши»

26.«В гостях у хозяйки Русской избы»

27. Дидактическая игра: «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

28. Рассматривание иллюстраций и игрушек «Волшебная дымка»

29. Занятие. Лепка

«Дымковская уточка»

30. Занятие. Рисование роспись дымковской уточки.

31. Режиссерская игра «Волшебные фигурки» с использованием дымковских и филимоновских игрушек.

32.«Мы открываем таланты»

Лепка глиняных изделий в творческой мастерской с привлечением родителей.

33. Совместное раскрашивание глиняных поделок.

34. Выставка работ детей в творческой мастерской.

3 Этап – заключительный.

35Обработка и оформление материалов проекта.

Перспективы распространения результатов проекта.

Данным проектом могут пользоваться воспитатели детского сада, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.

Информационные ресурсы

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

3. О. А. Соломенникова «Радость творчества»

4. Т. Я Шпикалова «Основы народного и декоративного искусства»

5. Т. С. Камарова «Условие и методика развития детского творчества»

6. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»

7. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Знакомство детей с русским народным искусством,ремеслами, бытом в музее детского сада.

8. М. А. Некрасова «Народное искусство как часть культуры»

9. Т. С. Комарова, В. И. Савенков «Коллективное творчество детей»

10. Т. Г. Казакова «Развивайте у детей творчество»

Публикации по теме:

Мини-музей русского быта в группе детского садаМини-музей русского быта в группе детского сада Несколько лет мы собирали экспонаты для маленького музея. Сначала, это была не большая полочка, я теперь красивая выставка. Нам помогали родители,.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным творчеством ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. На начальном этапе проекта с детьми была проведена ознакомительная беседа о видах и значении декоративно-прикладного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства русского народа
Опубликовано: 2 сентября 2014 в 22:23
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД