вера панфилова
Приобщение детей к историческому и культурному наследию родного края с помощью организации мини-музея
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Плехановская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение детский сад
Из опыта работы воспитателя старшей группы
Панфиловой Веры Александровны.
Приобщение детей к историческому и культурному наследию родного края посредством организации мини – музея.
2слайд: Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, определяются пути его развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Публикация «Приобщение детей к историческому и культурному наследию родного края с помощью организации мини-музея» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
3слайд: Социализация - процесс становления личности. Смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.
4слайд: Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач современных дошкольных учреждений, поскольку патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, без уважения к истории и культуре своего села, города, страны.
5слайд: Мини-музей в группе - это особое, специально организованное пространство, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.
6слайд: Главная задача при организации мини-музея в группе – построение взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
7слайд: Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материале о родном селе, городе, крае, стране и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор.
8слайд: В средней группе, наблюдая за детьми, что дети очень мало знают о своё м селе: не называют улицы на которых проживают, на экскурсиях не рассказывают назначение тех или иных общественных зданий (кроме магазина, больницы и школы, их было трудно заинтересовать рассказами об истории нашего села, о его достопримечательностях:
- у 45 % дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села;
- 55 % детей отмечается низкий уровень знаний о родном селе;
Результаты проведенного и среди родителей нашей группы анкетирования «Что мы знаем о своём селе»? показали, что:
- 70 % родителей затрудняются рассказать что-либо по истории нашего села и его достопримечательностях;
- 30 %родителей не знают и не хотят знать историю села.
9-10слайд: Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению углубленной краеведческой работы. Используя разнообразные формы работы, в прошлом учебном году мы вовлекли родителей в совместные с детьми творческие виды деятельности – совместные рисунки, сбор материала и организация различных выставок, участие в конкурсах поделок, проводили беседы, экскурсии, прогулки. Всё это помогло не только установить партнерские взаимоотношения с родителями, но и нацелить их на важность решения задач нравственно-патриотического воспитания.
11слайд: И в старшей группе нами был разработан проект, цель которого - «Обогащение детского – родительских отношений через организацию мини-музея по истории и культуре родного села».
12слайд: Данную цель предполагали выполнить через реализацию следующих задач:
1. Углубить знания детей по истории и культуре нашего села;
2. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своему селу;
3. Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
4. Развивать чувства коллективизма (умение сотрудничать друг с другом).
Проект разработан сроком на 2 года.
13слйд: На первом этапе, прежде всего, мы заручились поддержкой родителей, доказав необходимость запланированной работы, её значимость для развития детей. С детьми проведена серия бесед «Музеи России», «Музеи Перми», «Музеи Кунгура», «Правила поведения в музее»,
с использованием видео
14слайд: серия экскурсий по селу,
15слайд:экскурсия в музей нашей Плехановской школы.
С родителями проводили сбор информации, фотографий о нашем селе, различных экспонатов.
16слайд:На следующем этапе мы планируем открыть мини-музей в нашей группе - в феврале 2015 года, оформлением которого будем заниматься в течении 2-х месяцев, так как мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой всей образовательной деятельности детей – планируем оформление фотоальбома с видами нашего села, чтение художественной литературы Пермских авторов, создание дидактических игр о нашем селе «Узнай место», «Прогулки по селу», «Разрезные картинки (с видами села)», встречи с интересными людьми и т. д.
17слайд: На заключительном этапе мы планируем провести презентацию для родителей на тему «Моё село» и каждая семья будет представлять макет своего дома. Затем из макетов отдельных домов мы выстроим макет села, причём макеты наших общественных зданий (администрации поселения, больницы, детского сада, школы и т. д) будут изготовлены детьми заранее на коллективных работах.
18слайд: Предварительный анализ первого этапа проектной деятельности в форме организации мини-музея в группе, показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.
19слайд: На будущий год мы планируем эту работу продолжить – поближе познакомиться с музеями города Кунгура, а свой мини-музей пополнить экспонатами художественного промысла наших селян и составить фотоальбом и презентацию по экологическому заповеднику Спасская гора.
20слайд: Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, свойственные дошкольному возрасту.
21слайд: Я считаю, что мини-музей должен стать реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях села, города, района до каждого маленького гражданина.