Лариса Часовских
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к русскому народному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я вырос в глуши, с детства самого
раннего, проникся неизъяснимой
красотой русской народной музыки.
Я до страсти люблю русский элемент
во всех его проявлениях. Я русский в
полном смысле слова.»
П. И. Чайковский
Россия - Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей к русскому народному творчеству“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Педагог детского сада имеет значительно больше возможности для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворить ее.
Перед каждым воспитателем, работающим с детьми, должен прежде всего встать вопрос: что такое для него самого русская культура? Ощущает ли он себя ее носителем?
Жизнь в русле родной культуре не может быть навязана педагогу ни методистом, ни автором программы. Она может быть только результатом свободного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.
Тема мною выбрана не случайно. Я сама люблю петь, подбирать мелодии под потешки. Особую значительность приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме еще не может общается с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку- воспитателю. Я использую в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
Я так же использую потешки, чтобы заставить детей двигаться. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Умница, котенька, ешь
Кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Воспитатели ясельных групп обращаются к потешкам при подготовке детей ко сну, во время одевания на прогулку.
Вот они, сапожки;
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки
Если дождичек пойдет
Наденем калошки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки,
Вот так хорошо,
Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Такие процессы в жизни маленького ребенка- как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо
В программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева) широко описаны организационные и методические приемы педагогической работы, даны тематические планы, конспекты занятий, приводятся в виде приложений сведения из разных литературных, этнографических источников сказки, былины, нотный материал, небольшой словарь наиболее употребляемых в народе сказок, пословицах, поговорках, старинных русских слов.
Работая над своей темой в подготовительной к школе группе, я опиралась на эту программу. Эта тема была для меня новой, нетрадиционной, неизученной. Прежде чем знакомить детей с русским народным творчеством, мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимали народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом людей.
Дети с большим удовольствием отмечали праздник «Пришла коляда накануне Рождества», «Масленица», «Пасха».
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, лепкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. У нас были такие занятия:
«Чудо-чудное, диво-дивное»- золотая Хохлома (рассказ о традициях хохломской росписи); «Зимние узоры» (знакомство с творчеством вологодских кружевниц); «Гжель прекрасная»; «Русская матрешка» и т. д.
Обобщая сказанное, могу сказать, что образовательная цель выбранной мною темы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, воспитывая, таким образом, любовь к Родине.