Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к русскому народному творчеству»

Лариса Часовских
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к русскому народному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы

«Я вырос в глуши, с детства самого

раннего, проникся неизъяснимой

красотой русской народной музыки.

Я до страсти люблю русский элемент

во всех его проявлениях. Я русский в

полном смысле слова.»

П. И. Чайковский

Россия - Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей к русскому народному творчеству“» размещена в разделах

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Педагог детского сада имеет значительно больше возможности для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворить ее.

Перед каждым воспитателем, работающим с детьми, должен прежде всего встать вопрос: что такое для него самого русская культура? Ощущает ли он себя ее носителем?

Жизнь в русле родной культуре не может быть навязана педагогу ни методистом, ни автором программы. Она может быть только результатом свободного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.

Тема мною выбрана не случайно. Я сама люблю петь, подбирать мелодии под потешки. Особую значительность приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме еще не может общается с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку- воспитателю. Я использую в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

Я так же использую потешки, чтобы заставить детей двигаться. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Умница, котенька, ешь

Кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Воспитатели ясельных групп обращаются к потешкам при подготовке детей ко сну, во время одевания на прогулку.

Вот они, сапожки;

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки

Если дождичек пойдет

Наденем калошки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки,

Вот так хорошо,

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Такие процессы в жизни маленького ребенка- как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо

В программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева) широко описаны организационные и методические приемы педагогической работы, даны тематические планы, конспекты занятий, приводятся в виде приложений сведения из разных литературных, этнографических источников сказки, былины, нотный материал, небольшой словарь наиболее употребляемых в народе сказок, пословицах, поговорках, старинных русских слов.

Работая над своей темой в подготовительной к школе группе, я опиралась на эту программу. Эта тема была для меня новой, нетрадиционной, неизученной. Прежде чем знакомить детей с русским народным творчеством, мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимали народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом людей.

Дети с большим удовольствием отмечали праздник «Пришла коляда накануне Рождества», «Масленица», «Пасха».

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, лепкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. У нас были такие занятия:

«Чудо-чудное, диво-дивное»- золотая Хохлома (рассказ о традициях хохломской росписи); «Зимние узоры» (знакомство с творчеством вологодских кружевниц); «Гжель прекрасная»; «Русская матрешка» и т. д.

Обобщая сказанное, могу сказать, что образовательная цель выбранной мною темы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, воспитывая, таким образом, любовь к Родине.

Публикации по теме:

Циклограмма мероприятий в подготовительной группе «Неделя родного языка» Цель: обогащение детского развития посредством приобщения к истокам татарской и русской национальной культуры; развитие интереса к татарскому.

Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок»Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок» Название: Иллюстрация к Русской народной сказке "Колобок". Автор работы: Работу выполнила Яковлева Варвара Возраст ребенка: 4 года. Описание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к русскому народному творчеству»
Опубликовано: 25 марта 2014 в 09:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Приобщение детей к русскому народному творчеству»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Часовских (УИ 208574) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД