МААМ-картинки

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности

Лариса Рахимжанова
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности

Консультация для воспитателей

«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности».

Подготовила:

воспитатель I кв. категории

Рахимжанова Л. Н.

МБДОУ №12

Оренбург 2018 год

В последнее время мы много говорим, что нас в жизни часто окружает духовная глухота, сердечная слепота, дефицит чувств, черствость отношений между людьми, отсутствие сострадания и уважения к друг другу, отсутствие желания помочь, проявить внимание, заботу о тех кто рядом. Психологи утверждают, что это явление не генетическое, а социальное.

Публикация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности» размещена в разделах

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно- историческим наследием русского народа.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизм.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно : - с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством; - с воспитания любви к родной семье; - с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине. Именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем будет формироваться чувство любви к своему Отечеству. Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области очевидна: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, природе, традициях, — тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка.

Главная цель работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле.

Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребенка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть рядом и т. д. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, вести ролевой диалог, договариваться, уступать друг другу, развивая сюжет игры.

В младшей группе ведущая роль принадлежит дидакт. кукле, вместе с которой дети овладевают первыми дидактическими действиями. Например, д/и «Напоим куклу чаем», «Оденем на прогулку», «Кукла заболела» и т. д. В таких сюжетно-ролевых играх происходит расширение практического и перестраивание негативного опыта ребенка.

Постепенно сюжет игр усложняется, появляются такие сюжетно-ролевые игры, как «Супермаркет», «Салон красоты», «Поликлиника», «Кафе» и д. р., в них дети отражают знания о профессиях и профессиональных обязанностей взрослых. Старшие дошкольники способны развернуть сюжет игры до нескольких дней, например, в с/р. и. «Полет в космос», «Теплоход», «Д/с», «Школа», «Ателье», «Театр», «Цирк», «Мет. лечебница» и др. В с/р играх дети, имитируя взрослую жизнь, приобщаются к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.

Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Через д/и ребенок знакомится с этикетом, учится использовать нужную модель поведения в той или иной ситуации, овладевая нормами и правилами, установленными в обществе. Например, д/и «Волшебные слова», «Назови ласково», «Разрешается-запрещается», «Хорошо-плохо», «Как правильно?», «Что не так?» и др.

Дети учатся находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, в таких играх, как «Подумай, отгадай», «Ответь на вопросы» и т. д.

Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Мы используем самое объемное и значимое средство - социальную действительность. Показываем детям социальный мир «изнутри» и помогаем ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как участника событий,

В процессах формирования личности и общечеловеческих ценностей значительную роль играет фольклор. Это русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам.

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Например, народ. игры: «У медведя во бору», «Салки», «Гори-гори, ясно!», «Ходит Ваня», хоровод «Во поле береза стояла» и др.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Игры-соревнования способствуют развитию командного духа, чувства товарищеского плеча, взаимовыручки, поддержки.

Через народную игру у детей воспитывается интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Публикации по теме:

Занятие с использованием шумовых инструментов в различных видах музыкально-игровой деятельностиЗанятие с использованием шумовых инструментов в различных видах музыкально-игровой деятельности Цель: Приобщение детей к навыкам элементарного музицирования по средствам игры на детских шумовых инструментах. Задачи: - Развитие эмоциональной.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка.

«Развитие связной речи в различных видах детской деятельности» " Развитие связной речи в различных видах детской деятельности " Речь – является одним из важнейших звеньев в развитии ребенка. Ребенок.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Консультация для воспитателей «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Консультация "Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности". Дошкольное детство- время первоначальногно.

Математические игры в различных видах деятельности дошкольников Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Мы играли, мы считали. Математические игры в различных видах деятельности дошкольниковМы играли, мы считали. Математические игры в различных видах деятельности дошкольников 17 ноября ребята нашей старшей группы проверяли и закрепляли свои знания по математике в занимательных играх. Они считали в пределах 10,.

Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности» «Любите и изучайте великое искусство музыки Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас чище, совершеннее Благодаря музыке,.

Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» В настоящее время проблемы, связанные.

Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности
Опубликовано: 29 января 2018 в 20:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД