светлана флегонтова
Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 2012 г. №1666 подчёркивается, что сохранение и развитие родных языков и культуры народов Российской Федерации требуют особого внимания государственных органов власти, а также органов местного самоуправления.
В условиях поликультурной среды в сохранении родных языков и культур наиболее значимой сферой считается система образования, ответственная за формирование личности и гражданина. В связи с этим создание условий для изучения и развития родных языков и национальных культур является одной из важных государственных задач системы образования Республики Саха (Якутия) как одного из многонациональных субъектов Российской Федерации.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др., сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Наш детский сад, МБДОУ ЦРР-Д/с №26 «Кустук», городского округа «город Якутск» с 2011 года работает по реализации сетевого проекта «Семь алмазов – семь народов» региональной этико-экологической программы «Северное сияние» Надежды Николаевны Лебедевой. Программа предназначена для экологического воспитания и образования детейстаршего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения. Она предлагает обратиться к народной мудрости, наполняющей мировоззрение коренных народов, проживающих в арктической зоне Республики Саха (Якутия). Под чутким руководством Надежды Николаевны, каждый год введётся план работы по проекту «Семь алмазов-семь народов» : распространение и обмен передового педагогического опыта педагогов - участников проекта (педагоги, воспитанники); выступление педагогов на семинарах-практикумах, обобщение работы- статьи для публикации, отчёты.
Педагогическая деятельность коллектива нашего детского сада в данном направлении основана на приобщении детей к истокам русской национальной культуре, в соответствии с лучшими традициями педагогики, с требованиями и рекомендациями программы В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой «Детство», О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации учебного образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками – экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Работа с детьми ориентирована на четыре возрастные ступени: младший возраст – от 3-4 лет; средний возраст – от 4-5 лет; старший возраст – от 5-6 лет; подготовительную к школе группу – от 6-7 лет.
В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.