Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Светлана Кошелева
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

У всякого дерева глубоко в земле есть корни.

И у всякого народа есть корни – его история и культура.

Н. М. Карамзин

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена культура родного края, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

В наше время растет интерес к осмыслению и укреплению национальных культурных традиций. Приобщение к ним детей обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решению задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Народные традиции – одна из составляющих культурного наследия нашего народа. К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать.

Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чем они мечтают? Что значит для них Родина, родной край? Понимают ли они, что Родину, как и маму, не выбирают по своему вкусу? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а дорога домой одна-единственная?

Знакомя воспитанников с родным краем, в своей работе я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли первые его годы жизни с мамой; с леса, где он гулял вместе с друзьями, родителями, воспитателями; с дома, с березки, с птичьей стайки и т. д. В период обновления дошкольного образования значительно выросла роль народной культуры и познавательный интерес к малой родине. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др). Малышей знакомим с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Присутствует задача по знакомству детей с декоративно – прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передачи игровых действий в сочетании со словом.

Не секрет, что представления детей дошкольного возраста о русской культуре поверхностны. В чем же дело? Возможно это происходит потому что у воспитателей чаще всего нет соответствующих материалов и пособий. А самое главное окружающая действительность не дает возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций.

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры в своей работе я опираюсь на следующие принципы:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка должны быть национальными.

2. Нужно широко использовать все виды фольклора – сказки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве сохранились нравственные ценности, проявления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, заклички, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. В пословицах и поговорках высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

3. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

4. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Народные традиции – одна из составляющих культурного наследия русского народа. Я знакомлю детей с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц, и таянием снега, расцветом земли, началом лета, севом и уборкой хлеба. Современным детям необходимо рассказывать о народных праздниках и проводить досуги, в которых участвуют сказочные персонажи.

Год начинается с Рождественских колядок. Дети с песнями и пожеланиями богатства и счастья обходят детский сад. Все ждут колядовщиков, заранее готовят для них сладости. Вечером дети приходят в дома односельчан. Столько радости, веселья, шуток!

Масленницу отмечаем после дневного сна, когда родители приходят за детьми и присоединяются к ним. И тогда музыка и радостный смех окутывают всю территорию детского сада.

Главный православный праздник Пасха. Посредством праздника Пасхи воспитать в детях милосердие, учить быть примером для друзей не на словах, а на деле, избегать зла, зависти, поступать честно, уметь просить прощение.

Летом в венке из трав приглашаем всех на Праздник воды. На участке детского сада устраиваются хороводы и народные забавы. Все обливают друг друга водой. Дети и взрослые мокрые и счастливые.

Обо всех праздниках и не расскажешь! Надеюсь, коллеги и сами придумают, что и как отмечать, следуя народным традициям.

Моя гордость – совместные с родителями праздники. Родители, нарядившись в народные костюмы, принимают активное участие в играх и забавах. Дети болеют за своих мам и пап, помогают им отвечать на вопросы, обучают их танцевальным движениям…в гости к дошкольникам приходят балалаечница бабушка Зина, гармонист дедушка Ваня, частушечница бабушка Вера и т. д. Под руководством хозяйки русской избы тетушки Арины дети готовят обед (русская народная кухня, занимаются рукоделием, поют колыбельные, раскачивая люльку, слушают пословицы и поговорки, отгадывают загадки, играют в народные игры, водят хороводы…

В народных праздниках нет зрителей и исполнителей: зритель в любой момент может стать активным участником действия, что способствует истинному переживанию праздничных событий, развитию чувства сопричастности с происходящим. А чего стоит общение детей разного возраста! Старшие исполняют для малышей попевки, усадив их рядом или на колени, играют с ними в ладушки, заботливо поправляя на них одежду, бережно обращаются с ними в общих плясках и хороводах. А дети и родители испытывают от своего единения необыкновенно теплые, трепетные ощущения.

Очень хочется обратить внимание на фольклорный театр. Это часть народной культуры, в различных формах он задействован почти во всех календарных праздниках и обрядах. Самый яркий элемент народного театра – ряжаные. У ряжаных поскакать да поплясать – главное дело. Вот где фантазии нет предела, потому что все направлено на то, чтобы не быть узнанным. Большое удовольствие дети получают от встреч с Петрушкой, от театра за ширмой, потешки, сказки, прибаутки и песенки, разыгранные с помощью игрушек, приобретают для ребенка особенную притягательность.

Традиции, сложившиеся в группе, способствуют сплочению детей, их родителей и педагогов. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют их со взрослыми общими переживаниями и ожиданиями. Радостная атмосфера праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 304 С. : ил.

2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 176с.

3. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – №1. – С. 19 – 21.

4. Журнал Дошкольное воспитание№2/2012 Учредитель и издатель ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»- 128с.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 13 марта 2022 в 12:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД