МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры с использованием фольклора

Наталья Любимова
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры с использованием фольклора

Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры

с использованием фольклора.

Выполнил:

Любимова Наталья Николаевна,

музыкальный руководитель МБДОУ

детского сада №394 г. о. Самара

Самара, 2014

Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры с использованием фольклора» размещена в разделах

Анализируя работу ДОУ по приобщению детей к народной культуре с использованием фольклора за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти о прошлом, человек, лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем.

Знания в дошкольных образовательных учреждениях даются поверхностно, нет глубокого изучения и «погружения» в истоки народной культуры. Назрела необходимость систематизации работы ДОУ, семьи в этом вопросе. Необходимо привлекать и родителей к подготовке и проведению совместных мероприятий, знакомить их с национальными традициями, приобщать к народной культуре и детей, и взрослых.

Вот почему на педагогическом совете в начале 2013 учебного года нами было принято решение о разработке проекта, который так и назван: «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культуры с использованием фольклора». Мы решили начать с детьми средней группы, а затем продолжить начатую работу уже в старших группах.

Цель проекта:

приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путем ознакомления с произведениями фольклора.

Задачи:

- познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, пробудить интерес к нему;

- оказывать содействие накоплению эстетического опыта;

- расширять представления и знания детей о национальной культуре и традициях русского народа;

- способствовать гармоничному развитию музыкальных способностей детей;

- привлечь к участию в воспитательно-образовательном процессе родителей через совместные праздники, спектакли, изготовление атрибутов и костюмов к ним.

На педагогическом совете коллектив ДОУ решил организовать в 2013-2014 учебном году фольклорную студию. Целью образовательной деятельности с использованием фольклора мы считаем формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы фольклора. Мы считаем, что образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно повлияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Планируется разнообразить формы их проведения по степени близости к народным традициям : посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, музыкальные гостиные, ярмарки и т. д.

Начали мы свою работу с детьми средней группы, а в старшей группе работа продолжится. Нами создан перспективный план работы фольклорной студии.

Сроки Тема занятия Содержание

Сентябрь - ноябрь Осенние обычаи и обряды Осенины. Сбор урожая

Народный костюм Одежда детей до 7 лет

Игры Народные игры для детей младшего возраста

Декабрь - январь Новый год Ряженые. Колядование

Игры Зимние игры в доме и на улице

Сказки Сказки о животных

Музыкальные инструменты Шумовые

Февраль - апрель Обряды и обычаи Масленицы Блины. Чучело. Катание на лошадях

Народный театр Театр Петрушки

Весенние обряды и обычаи Закликание весны. Жаворонки

Музыкальные инструменты Свирели, свистульки

Май - июнь Обряды и обычаи начала лета Троица. Завивание березки

Музыкальные инструменты Балалайка

Июль - август Обряды и обычаи конца лета Начало сбора урожая

Хочется отметить, что без тесного взаимодействия детского сада с семьей реализация данного направления работы была бы невозможна. И сотрудники детского сада, и родители направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Отрадно, что дети научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями. Родители стали замечать, что их дети стали более усидчивыми и внимательными как к ним, так и к бабушкам и дедушкам (более терпимы). Мы рады, что ребята стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать.

В ходе проделанной работы мы увидели, что знания детей по народной культуре расширились и систематизировались.

Литература

1. Горина Н. В., Николаева Л. А. Первоцвет. Народные календарные праздники в дошкольном учреждении. – Самара, 2002. – 144с.

2. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. М. : Мозаика – Синтез, 2006

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158с.

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Оформление участка детского сада в летний периодОформление участка детского сада в летний период Доброго всем дня! Хотелось бы поделиться с вами оформлением участка детского сада в летний период. Лето – прекрасное время года. Красота.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры с использованием фольклора
Опубликовано: 30 июня 2014 в 02:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД