Лучший педагог года

Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами

Ольга Анатольевна Квашнина
Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

Публикация «Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами» размещена в разделах

О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Проанализировав примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе; программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А. и комплексные занятия в подготовительной группе детского сада под редакцией Бондаренко Т. М. мы посчитали целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Цель: создание и апробация рабочей программы приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами.

Задачи:

1. Изучить особенности народных промыслов России.

2. Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.

3. Реализовать программу и выявить результативность проведенной работы.

Базой для проведения работы стала подготовительная группа МДОУ Некоузского детского сада общеразвивающего вида № 2.

Практическая значимость данной работы заключается в создании программы приобщения старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами, которую могут использовать в работе педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки.

Это комплексная программа по ознакомлению детей с народными промыслами, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Для этого разработано календарно – тематическое планирование по декоративно-прикладному искусству, которое включает в себя: темы занятий, их программное содержание и оборудование, а материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов.

Особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества и инструментов для рисования. Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определенного вида народного искусства и их изображения.

Цель программы: формировать основы художественной культуры ребенка через приобщение их к декоративно-прикладному искусству России через ознакомление с народными промыслами.

Основные направления работы с детьми:

1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.

2. Обучение декоративному рисованию, лепке на основе подлинных предметов народного искусства.

3. Формирование детского декоративного творчества.

Задачи обучения:

1. Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

2. Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.

3. Формировать умение различать и называть знакомые народные игрушки, их особенности.

4. Учить видеть красоту узоров и особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, фарфор).

5. Учить выделять средства выразительности: элементы, их чередование, цвет, колорит росписи,

6. Учить составлять узоры на основе изученных видов декоративно-прикладного искусства.

7. Формировать умение передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию.

Формой подведения итогов реализации программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, выставках посвященных русскому народному творчеству.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности.

После рассмотрения теоретических аспектов данной темы, создания программы по приобщению старших дошкольников к искусству России и ее реализации можно сделать выводы:

1. дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, каргопольские легенды, золотая Хохлома, веселый Городец, сине-белое чудо Гжели, русская матрешка;

2. дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие;

3. воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;

4. дети научились самостоятельно анализировать изделия, составлять из отдельных элементов орнаменты, а также использовать в работе разнообразные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

5. занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;

6. продукты детской деятельности стали отличаться большей выразительностью, разнообразием;

7. дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;

8. произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

Публикации по теме:

АквариумАквариум Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии.

Ручной труд как одно из средств развития художественно-творческих способностей у детейРучной труд как одно из средств развития художественно-творческих способностей у детей «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение старших дошкольников к искусству России посредством ознакомления с народными промыслами
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 16:09
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД