Папки-передвижки

Природа и сущность понятий «агрессия» и «агрессивность». В помощь педагогам-психологам

Анна Жбанова
Природа и сущность понятий «агрессия» и «агрессивность». В помощь педагогам-психологам

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, определяют агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи.

Публикация «Природа и сущность понятий „агрессия“ и „агрессивность“, В помощь педагогам-психологам» размещена в разделах

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. В то же время многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющий ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение, так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жесткость». По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться, прямую и косвенную.

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Агрессивное действие – это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда. Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней – снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.

В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат З. Фрейду, который предположил существование не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, разрушения. Агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно. В этологическом подходе положение о врожденной агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врожденные сдерживающие агрессию начала, в котором относил родство, любовь и дружеское отношение. Согласно инстинктивистским теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. В психоанализе и этологии не придается большого значения ситуативным переменным. Акцент делается на характерном для личности уровне агрессивности. В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т. е. родственников, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т. е. у кого наименее вероятно наличие общих генов.

К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к совершенно другим людям, выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлена тремя факторами:

1. Силой побуждения к агрессии.

2. Силой факторов, тормозящих данное поведение.

3. Стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Теория социального научения агрессии А. Бандура постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций. Бандура выделял три вида поощрений и наказаний:

1. Подкрепление собственного поведения окружающими.

2. Отношение к самому себе.

3. Наблюдение за поощрением и наказанием другого человека.

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий :

• Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).

• Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).

• Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).

• Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).

• Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго – дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью.

Агрессия может быть направлена:

• На окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников).

• Только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку).

• На животных (птиц, кошек, насекомых).

• На себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирание кожи, кусание ногтей).

• На внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества).

• На символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечение компьютерными играми агрессивного содержания).

Для работы с агрессивным поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведения на две группы:

1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).

2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебность, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).

Психологической целью агрессии может быть как собственное причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия, так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия). Наиболее распространенными целями агрессивного поведения, не связанного с психическим расстройством, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

• Причинение боли жертве, ее страдания;

• Месть за перенесенное страдание;

• Причинение ущерба;

• Доминирование, власть под другим человеком;

• Получение материальных благ (например, денег);

• Аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

• Самоутверждение (повышение самооценки);

• Защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;

• Отстаивание автономии и свободы;

• Завоевание авторитета в группе сверстников;

• Удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

Психологическая цель определяется в процессе поведенческого анализа, включающего следующие моменты:

• Ситуация, в которой впервые имело место агрессивное поведение;

• Ситуации, в которых агрессивное поведение проявляется в настоящее время;

• Люди, в присутствии которых проявляется агрессивное поведение;

• Последующие события (состояние, мысли, действия);

• Реакция окружающих;

• Отношение к агрессивному поведению самой личности.

Чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т. е. имеет социальный контекст. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т. е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно, два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции. Агрессия как следствие подчинения авторитету, власти также не является следствием враждебных эмоций по отношению к жертве. Таким образом, умеренно трудные условия среды обычно вызывают раздражительность, а при условии негативных воздействий происходит снижение возбуждения, активности и агрессивности.

А. А. Реан предлагает развести понятие «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущербу другому человеку, группе людей, животному». Агрессивность – это свойство личности, «… выражающееся в готовности к агрессии». Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий..

Современные исследования в этой области рассматривают агрессию и агрессивность с различных позиций :

1. Теория инстинкта (З. Фрейд, К. Лоренц) предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующиеся в борьбе за жизнь.

2. Теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул.

3. Теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии.

4. Когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие своего рода когнитивно – аффективного маховика. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение.

5. Теория социального научения (А. Бандура) рассматривают агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют разные точки зрения на понятие «агрессия», но все исследователи сходятся во мнении, что «агрессия» - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба, вреда другому человеку, группе людей или животному, а «агрессивность» - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивным действиям.

Публикации по теме:

Агрессия и способы ее преодоления у детей дошкольного возраста ТЕМА «Что делать, если ребенок агрессивен?» Цель консультации: психолого-педагогическое просвещение педагогов о причинах и способах преодоления.

Детская агрессия: что делать? (выступление на родительском собрании) Детская агрессия - есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к детям.

Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников». Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат.

Консультация для родителей «Детская агрессия. Причины и способы её преодоления» Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности.

Консультация «Сущность исследовательского и эвристического методов познания» Рыбакова Юлия Владимировна, воспитатель, первой квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Коррекционное занятие «Агрессия. Что это такое и как с этим справиться?» Форма: коррекционное занятие. Тема занятия: Агрессия, что это такое и как с этим справиться? Цель: Формирование у детей представлений об.

НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая»НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

План работы по самообразованию на тему «Игра — сущность деятельности ребёнка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с «Солнышко» Тема: «Игра – сущность деятельности ребёнка» начало работы.

Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно велика. Один из ведущих специалистов в области умственного.

Сущность, виды и структура дидактических игр В психолого-педагогической науке игра рассматривается как форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природа и сущность понятий «агрессия» и «агрессивность». В помощь педагогам-психологам
Опубликовано: 17 августа 2015 в 12:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД