Лучший педагог года

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста

Вера Андреева
Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста

Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны, и замечено, что происходит увеличение их числа. Ребенок-левша подвергается негативному восприятию окружающих с раннего детства, так как окружающий мир состоит преимущественно из правшей, вследствие этого он испытывает давление и некоторые неудобства. Чуприков А. П. называет это состояние декстрастресс - невротическое состояние леворуких детей при насильственном приучении их пользоваться правой рукой.

Публикация «Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Количество таких людей в России составляет приблизительно 15-18 млн. Стоит заметить, что их число стало увеличиваться после того, как отечественная система образования позволила леворуким детям обучаться, ведь до 1985 г. существовало мнение о том, что левша не способен обучаться и его необходимо переучивать.

Возросшее число школьников с преобладающей левой рукой требует от нас проведения специальной работы по их приспособлению к миру, где большинство людей являются правшами, а также развитие у них графо-моторного навыка. Довольно болезненно это переживают первоклассники, которые все еще занимаются по методикам, рассчитанными на праворукое большинство.

Коснувшись истории, можно проследить отрицательное отношение к леворуким в нашей стране, начиная с 1924 г. Именно тогда доктор А. Капустин в работе «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки» показал итог своей работы над левшами в неврологической клинике. Он говорил: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т. е. обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (приблизительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат». Но стоит заметить, что работа проходила в неврологической клинике, то есть среди нездоровых детей. Поэтому стоит задуматься о достоверности данного вывода.

М. М. Безруких, создавая методику работы и изучая характерные черты детей-левшей, замечает: «Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости ребенка является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего «необычного» ребенка к жизни в праворуком мире».

Т. А. Маркова отмечает в жизни ребенка-левши исключительное строение познавательной сферы: «сниженная способность зрительно-двигательной координации; недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти; особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания; слабость внимания, трудности переключения и концентрации; речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного анализа».

Также вопросами об особенностях леворуких занимались такие ученые, как Г. Дейч, С. Спрингер и Х. Килер; М. Г. Князева, С. П. Ефимова, Н. Н. Богданов, М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова.

В работах многих ученых навык овладения письмом имеет такие названия, как, «базисные графические движения», «элементарный графический навык», «графические умения», «базовые графические умения и навыки».

Понятие «графический навык» включает всю сущность графики как раздела лингвистики, содержащий в себя написание письменных или печатных знаков и букв.

Исходя из определения, данного Н. Г. Агарковой, графический навык – это «автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов)».

Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека – это отмечают такие специалисты, как А. Р. Лурия, Е. А. Кинаш, А. Г. Зикеев. Так, А. Р. Лурия утверждал, что графические навыки письма тесно связаны с учебной деятельностью человека и способствуют развитию письменной речи. Как раз в этом и состоит особенность и сложность их развития. Также отмечается, что графические навыки развиваются не автономно, а совместно с чтением, развитием письменной речи, орфографией.

В настоящее время исследователями активно изучается процесс письма у леворуких детей. Выявляется специфика овладения ими письменной речью. Разрабатываются прописи для леворуких детей. Но еще недостаточно программно-методической литературы. Работа над графомоторными навыками у леворуких детей младшего школьного возраста сталкивается с различными трудностями.

Леворукие дети, как правило, демонстрируют сниженный темп письма и зеркальные движения, что, несомненно, влияет на успешность овладения ребенком письменной речью.

Детям-левшам младшего школьного возраста требуется вспомогательная коррекционная помощь для формирования письма, которую они могут получить через специально созданные коррекционные занятия, которые направлены на избежание свойственных им ошибок и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам.

Т. Н. Смирнова и О. Н. Вагина, разрабатывая программу развития графомоторных навыков у левокуких детей отмечают : «Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов: - зрительного восприятия; - произвольной графической активности; - зрительно-моторной координации». В связи с этим определяются следующие направления работы по формированию графомоторных навыков :

1) упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры.

2) упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов. Данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия, что поможет избежать ошибок при письме.

3) упражнения на развитие пространственно-графической ориентации. При восприятии буквы у ребенка формируется «образ»- графема. Он вычленяет отдельные элементы, сравнивает их, отбирает нужные, группирует их в букву.

4) упражнения на развитие направленных движений руки. В процессе письма участвуют предплечье, запястье, пальцы рук. Упражнения, которые предлагаются детям, развивают не только физическую работоспособность, но и направленные движения руки, что в свою очередь позволяет ребенку затрачивать меньше усилий при письме.

Формирование графомоторных навыков у леворуких первоклассников является частью большой образовательной работы, важная составляющая которой – учет специфических трудностей обучения леворуких детей как в психологическом, физиологическом, так и коррекционно-педагогическом аспектах.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра, как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста» Дидактические игры — это вид.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «оригами». Актуальность настоящей работы вызвана рядом затруднений в образовательной практике: наблюдается тенденция к снижению речевой активности.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаФормирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Игра на развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Игра на развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра для развития внимания у детей «Зонтики». Для Вашего внимания хочу представить еще одну игру на развитие внимания детей. Цель: увеличение.

Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Консультация для.

Упражнения по развитию навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка.

Презентация «Противоположности» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Занимаясь развитием речи ребенка, не обойтись без такой интересной и полезной игры, как «Противоположности». Эта игра отлично подойдет в.

Проект «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь.

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! На этой наделе тема наших занятий – «Золотая осень». Мы с детьми беседовали об осенних изменениях в природе. Осенняя.

Значение графомоторных навыков у детей 4–5 лет жизниЗначение графомоторных навыков у детей 4–5 лет жизни На сегодняшний день программа в современной школе сильно изменилась. С одной стороны, программа значительно усложнилась, а с другой стороны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 3 октября 2018 в 14:27
+119Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД