Агата Смагина
Проблемные педагогические ситуации и их решения
Проблемные педагогические ситуации.
Педагогические ситуации Решение педагогических ситуаций
Тема 1. Личностные качества педагога.
Эмпатийность и социорефлексия: педагогические ситуации.
1. Ученик бегал по коридору на перемене и получил несправедливое, сделанное в резкой форме замечание от своего учителя. Ребёнок сильно расстроился и на уроке отказался отвечать с места на вопросы учителя по теме урока.
Публикация «Проблемные педагогические ситуации и их решения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Технология проблемных ситуаций
- Темочки
Как, на ваш взгляд, должен вести себя учитель в этой ситуации? На уроке учитель может не акцентировать внимание на этой ситуации, не тратить время, а провести беседу в доброжелательной форме после урока один на один о том, как необходимо вести себя ученику на перемене и на уроке и что поведение на перемене не должно влиять на учебный процесс.
2. В классе есть девочка, которая всегда готовится к урокам, но, зная материал, отказывается отвечать, заявляя: «Я не готова». Ей лучше получить двойку, но не отвечать в классе.
Что в таком случае делать учителю? Ученица боится публичных выступлений, отвечать при других, возможно боится допустить ошибку и реакций одноклассников и неодобрения учителя.
Учитель должен помочь девочке научиться отвечать при других, справиться со своей неуверенностью, создать благоприятный климат в классе, показать, что другие ученики не боятся отвечать и ошибаться. Необходимо постепенно приучать девочку к ответам в классе, например, сначала можно ответить с места, потом стоя у парты, затем можно выходить к доске. Можно договориться с девочкой и классом, когда она будет отвечать, другие дети закроют глаза или отвернутся, отвечать будет уже не страшно, потому что на тебя не смотрят люди, но они тебя слушают и не отвлекаются.
3. Ученица 2-ого класса должна была выступать на концерте и петь песню, которую она разучила. В день концерта у неё заболело горло, и петь она не смогла. Для учительницы музыки, отвечавшей за проведение концерта, это стало полной неожиданностью, и она сказала девочке, что та безответственная и эгоистка.
Как вы оцениваете претензии учительницы музыки? Учитель музыки повела себя нетактично и непрофессионально, т. к. девочка готовилась к выступлению и не могла предвидеть подобной ситуации. Учитель должна была наоборот успокоить девочку и заверить её, что на следующий концерт обязательно пригласить девочку выступать. У учителя на такой непредвиденный случай должен быть запасной номер или дублёр. Ребенок 2-го класса ещё не может следить за своим здоровьем. Возможно, была эмоциональная и физическая перегрузка при подготовке к выступлению.
4. На уроке музыки учительница включила запись музыкального произведения, а одна из учениц не слушала его и рисовала что-то в тетради. Учительница высказала ей свое недовольство в резкой форме и включила запись «из-за неё» заново. Класс и девочка были расстроены.
Правильно ли поступила учительница? Учительница могла сделать замечание девочке, но при этом задать вопрос о том, что девочка услышала. Может быть, девочка лучше воспринимает музыку, рисуя. Учитель на уроке должен объяснять, какая задача ставится перед классом, и не настраивать других детей против девочки. Тогда подобной ситуации могло и не возникнуть.
5. В раздевалке у ученика 2-го класса вытащили проездной билет из куртки, ребёнок не мог уехать домой и вынужден был ждать родителей в школе до вечера.
Как должен поступить учитель в подобном случае?
Учитель, в первую очередь, должен успокоить ребёнка, не оставлять его одного и помочь разобраться в данной ситуации. Сообщить охране о воровстве в школе, можно посмотреть камеры, и естественно администрация школы должна отреагировать на данное происшествие.
Также учитель должен незамедлительно связаться с родителями и узнать, смогут ли ребёнка забрать, во сколько, может ли ученик уехать с кем-то из одноклассников или учитель может одолжить на проезд, если второклассник ездит домой один по проездному билету.
Если же ребёнок остаётся в школе до вечера, то учителю необходимо проконтролировать, чем он будет заниматься: можно отвести в группу продлённого дня, выполнить домашнее задание.
6. Ученик 4-го класса на уроке в ответ на задание учителя нарисовать «древо семьи» заявил: «Гнилые пни я не умею рисовать».
О чём говорит такое поведение ученика? Как поступить учителю в данной ситуации? Скорее всего у ребёнка неблагополучная семья. Наверняка учитель, работающий в этом классе, или тем более преподающий там с 1 класса, знает о проблемах в семьях учеников.
Если ребёнок наотрез отказывается рисовать «древо семьи», можно предложить ему другое похожее задание, а после урока побеседовать с ним и желательно проконсультироваться с психологом, показать рисуночный тест. Затем должна вестись работа с семьей.
7. За одним из слабоуспевающих учеников 3-го класса закрепилась роль шута и тупицы в детском коллективе. В качестве адаптации к своим неуспехам мальчик выбрал поведение, постоянно провоцирующее насмешки, обзывание со стороны одноклассников.
Что должен предпринять учитель для благополучного разрешения данной ситуации?
Учитель должен постараться создать ситуацию успеха для этого ребенка: поручить несложное дело (например, ровнять парты после каждого урока, раздать тетради в начале урока) и говорить перед классом, что ребенок хорошо выполняет данное поручение. Затем усложнить задачу: на перемене провести шутливую игру (например, рассмешить хорошей шуткой одноклассников) и, если ребенок справится, обязательно это отметить при его одноклассниках. Постепенно изменится отношение ребенка к самому себе, он не будет считать себя тупицей, и, следовательно, изменится к нему отношение одноклассников.
8. В зимнее время года, после уроков в школьной раздевалке дети подожгли пуховик одной из девочек, безвозвратно испортив верхнюю одежду.
Каковы должны быть действия учителя в этой ситуации? Сначала необходимо пригласить родителей детей, совершивших данный проступок, и родителей пострадавшей девочки. Родители виновных детей должны компенсировать ущерб. После этого учитель должен провести классный час о порче имущества, об уважении к чужой собственности, о труде. Объяснить детям, что на эту вещь родители девочки заработали деньги своим трудом, и предложить детям совместный проект: сшить из лоскутков какую-нибудь вещь, чтобы дети поняли, как это сложно, сколько труда в это вложено и что им будет очень жалко, если эту вещь кто-нибудь захочет испортить.
9. В школьной столовой девочки неоднократно отказываются от еды, объясняя это тем, что придерживаются строгой диеты, как их звёздный кумир телеэкрана.
Как учитель должен поступить в сложившейся ситуации? Необходимо провести воспитательные беседы, спланировать интересный и познавательный урок, например, по предмету окружающий мир есть темы про здоровье и здоровый образ жизни, можно провести внеурочное занятие в игровой форме, направленное на формирование правильных установок относительно своего здоровья, показать мотивирующие видеоролики.
Учитель должен объяснить учащимся, что не надо возводить себе кумиров, а равняться нужно на тех, кто сделал что-то великое, хорошее и полезное. Также можно организовать занятие на тему известных людей, показав тем самым, что важно, а что второстепенно.
10. После урока физкультуры ученица 1-го класса попросила у классного руководителя попить, а вода в кулере закончилась. Другие дети тоже хотели пить. Учительница отчитала девочку и весь класс: «Я говорила об этом на родительском собрании! У вас есть отцы, почему они не приносят 20-литровые бутыли с водой в класс с первого этажа!»
Как бы вы поступили на месте учительницы? Первоклассникам это не нужно объяснять, а лучше мягко сказать детям, чтобы они приносили бутылочки с водой в те дни, когда по расписанию урок физкультуры. В сложившейся ситуации можно отвести детей в столовую. А потом позвонить родителям и напомнить, что закончилась вода в кулере.
11. На уроке в 4-м классе учительница вызвала девочку к доске. Девочка вышла, а у неё с одеждой что-то не так. Все это заметили, кроме самой девочки. Некоторые в классе стали смеяться.
Что следует сделать учительнице? Надо ли указать девочке при всех на замеченный недостаток? Следует пресечь смех в классе, объяснить детям, что такое может случиться с каждым, и в этом нет ничего страшного или смешного. Учитель может рассказать похожий случай из жизни и про то, как реагировали окружающие, как проявили сочувствие и заботу. И раз уже все заметили, можно предложить девочке выйти в туалет, чтобы привести одежду в порядок.
12. В группе продлённого дня выясняется, что у ребёнка нет денег на обед. Школьник говорит, что мама забыла ему дать с собой деньги. Воспитательница группы продлённого дня посадила ребёнка в столовой отдельно от остальных детей и оставила без обеда.
Как бы вы поступили в данной ситуации? Необходимо позвонить родителям, объяснить ситуацию, предложить деньги на обед в долг и накормить ребенка. Воспитатель поступила неправильно. Ребенок не может быть голодным половину дня.
13. Ваня, сообразительный, энергичный и непоседливый четвероклассник, постоянно раздражает учительницу своей болтовней и вертлявостью. пересаживание на первую парту не помогло. Град дисциплинарных замечаний лишь на несколько минут утихомиривает егозу. И вот однажды, не выдержав перешептывания мальчика с соседом, педагог решительно заявляет : «В следующий раз без отца или матери на урок не пущу!» Расстроенный четвероклассник пулей вылетел из класса.
Можно ли считать поведение школьника конфликтным? Конструктивна ли педагогическая тактика, избранная учительницей? Какой выход из этой ситуации предложили бы вы? Возможно, ребенок гиперактивный, поэтому учителю необходимо было подобрать правильную тактику общения с этим ребенком, использовать на уроке смену деятельности, чтобы все дети были вовлечены в учебный процесс, и у них не возникало бы желание поговорить с соседом по парте. Учительница избрала неверный метод общения с активным ребенком. Угрозы пригласить родителей на урок в данном случае спровоцировали конфликт со стороны мальчика.
14. Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уроке, когда её спрашивали, она молчала. А сегодня сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель повышает голос на неё, называет лентяйкой и бездельницей.
Что чувствует девочка в этой ситуации? Ваша версия. Правильно ли поступает учительница. Раз такая ситуация происходит не в первый раз, можно говорить о том, что ребенок боится ошибиться при ответе, боится, что её снова будет ругать учительница. Девочка, возможно, не поняла, как выполнять задание к уроку. Учительница, вместо того чтобы повышать голос на девочку, должна была поинтересоваться, всё ли поняла ученица, может быть, ей требуется разъяснение задания, темы. И уж, конечно, нельзя было обвинять ребенка в лени.
15. На уроке в первом классе одна из сидящих за первой партой девочек вцепилась в волосы другой так, что учительница едва могла разжать ей пальцы. Ситуация повторилась. Причем дети приняли сторону «пострадавшей». «Обидчица» упорно молчала, но учительница чувствовала, что зачинщицей была не она.
Как следует поступить учительнице? Необходимо сначала посадить девочек отдельно друг от друга. Провести с ними беседу. Объяснить, что в любой конфликтной ситуации виноваты обе стороны, что драка – это не способ защиты или выяснения отношений. Затем постараться выяснить причину конфликта и пригласить родителей для беседы. Если девочки не желают идти на контакт с учителем, не хотят рассказать, что стало причиной сложившейся ситуации, пригласить школьного психолога.
16. С одним ребенком все учащиеся в классе отказываются сидеть за одной партой, если всё же вынуждены это сделать, то «корчат рожи», выражая свое отношение к происходящему. Что делать учителю, на уроках которого это происходит? Необходимо провести беседу с детьми, объяснить, что все люди разные, у каждого свои особенности, и мы должны терпимо относится друг к другу. А на уроках важно не то, с кем сидеть за одной партой, а то, как получить знания.
17. На замечания учителя ребенок начальных классов внезапно реагирует следующим образом: замахивается и начинает драться с учителем.
Что делать учителю в этой ситуации? Отойти от ребенка в сторону, спокойным голосом добиться внимания ребенка, объяснить ему правила поведения учащихся на уроке. Пригласить родителей в школу и провести беседу с ребенком в присутствии родителей. Рекомендовать родителям консультацию школьного психолога.
18. Нескольким детям в первом классе первого сентября не хватило праздничных сувениров.
Что следует сделать учителю в сложившейся ситуации? - Перед первым сентября обычно учитель знает списочный состав класса, и у учителя должен быть запас сувениров на крайний случай (сломался, пришел новый ребенок прямо первого сентября и т. п.)
- Спросить у учителей параллельного класса, может быть, у них есть лишний сувенир.
- Решить вопрос с родителями (сходить и купить).
Организованность: педагогические ситуации.
19. Учительница обещала пойти с классом в выходной день на экскурсию в планетарий. Четвероклассники горячо обсуждали предстоящую экскурсию, готовились к ней, с нетерпением ждали этого дня. Однако накануне долгожданного дня учительница объявила: «Нам не удастся всем классом пойти в планетарий. У меня срочная работа по оформлению электронного классного журнала и дневников». Что, на ваш взгляд, могли почувствовать дети и как им поступить? Предположите возможные реакции детей в сложившейся ситуации. Правильно, на ваш взгляд, поступила учительница? Учительница, зная о том, как дети ждут этой экскурсии, поступила неправильно. Она должна была точно распределить свое рабочее время и свои обязанности выполнить своевременно, не оставляя свою недоделанную работу на выходной день. Дети будут разочарованы в таком педагоге. Ученики в случае отмены экскурсии могли возмутиться таким поступком учителя. Если у учительницы не было возможности оформить электронный журнал в рабочее время или от нее это не зависело, она должна была не отменять экскурсию в планетарий, а попросить родительский комитет взять сопровождение класса на себя.
20. Начинающая учительница с первого дня работы в школе почувствовала нехватку времени на проводимых ею уроках. Ни один из её уроков не заканчивался вовремя и всегда оставался материал, который необходимо было отработать на уроке. Каждый раз дети задерживались на перемене и даже опаздывали в столовую на завтрак и обед. Со стороны родителей и педагогов учительница не раз получала замечания.
Какие возможные действия учительницы в этой ситуации? Учительнице необходимо четко структурировать ход урока, расписывать планирование по минутам. Меньше времени уделять организационным моментам, увеличить темп работы. Если дети почувствуют заданный с самого начала урока темп, они смогут работать более продуктивно. Постоянный контроль времени и этапов урока позволит учительнице уложить тему во время, отведенное на урок. Учительнице необходимо поприсутствовать на уроках старших коллег, чтобы применить их опыт в своей работе.
21. Учитель из-за транспортных проблем опоздала на 20 минут на урок во втором классе. Одни дети в это время слонялись по коридору, другие затеяли драку, одним словом, вели себя очень шумно. Что должна была в этой ситуации сделать учительница? Учительница должна была предупредить завуча и коллег, что опаздывает (просто позвонить, попросить коллег открыть кабинет, присмотреть за учениками и дать детям задание.
22. На рабочем столе учителя всегда трудно что-либо найти, а учитель считает это творческим беспорядком. На замечания по этому поводу учитель не реагирует. Прав ли он? В данной ситуации учитель не прав, потому что во-первых, учителю самому трудно найти что-то в таком беспорядке, во-вторых, учитель показывает плохой пример детям, которые будут считать, что такой беспорядок на рабочем месте - норма.
23. После того, как на мобильный телефон классного руководителя стали поступать частые звонки от подопечных учеников и их родителей, учитель решил выключать телефон после классных занятий, считая, что все вопросы должны решаться в рабочее время, а после уроков - это личное время каждого.
Как поступили бы вы в сложившейся ситуации? На мой взгляд, учитель должен четко уведомить родителей на собрании о том, что все вопросы должны решаться в первой половине дня или хотя-бы в то время, в которое учитель находится в школе, потому что учитель тоже человек и у него должна быть своя жизнь. Но все же в случаях острой необходимости учитель должен всегда быть на связи.
24. У “отличницы” 2 -го класса на парте, под партой и вокруг парты постоянный беспорядок. Дома ситуация аналогичная.
Что предпринять родителям и учителям в подобной ситуации? Учителю следует посоветовать родителям, чтобы они вовлекали в уборку ученицу, помогали и приобщали к порядку. В классе же на перемене учитель может акцентировать внимание на том, чтоб ученики привели в порядок их рабочее место и пройтись по рядам и проверить самому.
25. Ученик 2-го класса уже два года не может разобраться в своем дневнике (пишет задания не на те дни, путается в расписании).
Дайте совет родителям, как научить ребенка работать с дневником. 1. Необходимо дать понять ребенку, что дневник – не враг, а друг. В школьной жизни всякое бывает. Всем трудно, когда учатся. Плохая оценка констатирует факт, что пока ты этому не научился, но мы вместе справимся.
2. Контролируйте заполнение дневника на неделю вперед. Некоторые предметы бывают не каждый день. Иногда задание дается на следующую неделю. Некоторые дети просто теряются, не знают, куда записать, долго ориентируются и не успевают. Если меняется расписание, пусть ребенок сам сделает пометки карандашом, заранее нацелит себя, куда надо записать задание.
3. Приучайте ребенка к аккуратности. Дневник – документ. Вести его надо аккуратно.
26. На прогулку, физкультуру, экскурсию ребенок 2-го класса переодевается последним (мечтает, следит за происходящим, дает советы другим, внимательно слушает замечания в свой адрес, но не “ускоряется”).
Что делать учителям и родителям в этой ситуации? 1. Торопить и подгонять ребенка бесполезно и даже вредно, он начинает “затормаживать” еще больше.
2. Важно соблюдать четкий режим дня, чтоб ребенок сам знал и заранее готовился к тому, что сейчас будет по распорядку.
3. Необходимо тренировать и целенаправленно развивать функции нервной системы через игру. Важно, чтоб самому ребенку нравились такие игры.
4. Быть терпеливыми, проявлять уважение, чувство юмора и фантазию.
Общая культура: педагогические ситуации.
27. Учитель на уроке, объясняя новую тему, заметила ухудшение дисциплины и произвольно перешла на повышенные тона. Ученики притихли и учитель услышала только свой слишком громкий голос и поймала себя на этой мысли…
Как учителю вести себя дальше на уроке? Учитель может извиниться за то, что пришлось повысить голос, объяснив это тем, что очень трудно объяснять новую тему, когда в классе стоит гул, и продолжить урок своим нормальным тоном.
28. Шестилетний первоклассник, находясь в группе продленного дня, постоянно плачет и спрашивает, когда за ним придут, когда он пойдет домой. Воспитатель, недовольная такой ситуацией, обращается к отцу (матери нет, который работает допоздна и не может забирать сына днем.
Что делать воспитателю в этой ситуации? В данной ситуации воспитателю следует проявить терпение к первокласснику, стараться поручать ему какие-либо задания, привлекать его к помощи, чтобы ему было интересно проводить время в группе продленного дня, организовывать игры с детьми, чтобы в процессе игр, он общался со сверстниками и тем самым забывал, что скучает по дому.
29. Как реагировать учителю относительно высказывания ученика: “Мой папа был двоечником и хулиганом в школе, а сейчас ездит на “мерседесе”, вы учительница, а приезжаете в школу на метро!”
Учитель может ответить примерно так: “То, что я езжу в школу на метро совершенно ни о чем не говорит, мне так быстрее (мне не нравится водить машину, и ты должен понимать, что машина-это вовсе не показатель уровня знаний и образованности. Поэтому людей уважают совсем не за дорогие машины, а за то, насколько он интересный и образованный человек. ”
30. Некоторые ученики пренебрежительно относятся к труду школьной уборщицы, преднамеренно мусорят и проявляют неуважение.
Каковы должны быть действия педагога в данной ситуации? Нужно объяснить ученикам, что любой труд в почете, поэтому они не имеют никакого права так относиться к уборщице, потому что она заботится о них, и попросить их представить, что было -бы со школой, если бы уборщица в ней не убирала.
31. В детском коллективе была замечена дискриминация по материальному достатку. Как поступить педагогу? Нужно провести беседу с детьми и убедить их в том, что человек ценится не за то, как дорого он одет, какой у него телефон или сколько денег в кармане, а за то, насколько он порядочный, разносторонний и интересный.
32. Как вы отреагируете на высказывание ученика, совершившего безнравственный поступок:” Буду делать так как мне хочется сейчас зачем жить правильно все равно в итоге - все умрут!” “Не всегда стоит делать то, что говорят тебе другие, но жизнь дается один раз и прожить ее нужно достойно. Конечно, именно тебе решать как ты ее проживешь, но тебе самому и твоим близким не должно быть стыдно за то, как ты ее прожил. ”
33. Учительница английского языка, раздавая тетради, нечаянно задела перебинтованный палец ученика. Ребенок вскрикнул от боли, а учительница даже не извинилась.
Дома ребенок пожаловался родителям. Как следует поступить в этой ситуации? Учителю следует извиниться перед учеником и, например, объяснить ему, что не услышала вскрика от боли, не заметила сама, что его задела. В любом случае следует принести извинения.
34. Учитель всегда ярко и красиво одевается. Соответствует ли это этическим нормам и требованиям профессионального этикета? Чтобы быть интересным для учеников, их родителей и общества в целом, педагог должен уметь одеваться гармонично, стильно и со вкусом. При этом внешний вид учителя должен быть не вызывающим.