МААМ-картинки

Проблемы нарушения письма у младших школьников

Любовь Ахметдинова
Проблемы нарушения письма у младших школьников

Обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе. Вопросы обучения письму младших школьников все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Исследования методов Безруких М. М. и Хохлова Т. Е. показали, что многие нарушения письма не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Причин для возникновения этих нарушений предостаточно : и чисто педагогические, и медицинские, и физиологические, а системы коррекции, как таковой, нет. Учитель часто просто «не видит» как и когда начинаются многие нарушения письма, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и, нередко, затратив много сил (своих и ученика, не добивается желаемого результата.

Публикация «Проблемы нарушения письма у младших школьников» размещена в разделах

Проблеме нарушения письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:

Большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;

Необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;

Многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов, клиницистов).

Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. Однако до настоящего времени изучение дисграфии в ходе профессиональной подготовки логопедов, как правило, ограничивается традиционным педагогическим подходом, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют, о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы (А. В. Семенович, 2001).

Данные анализа теоретической и методической литературы помогли разработать содержание коррекционной работы.

Были определены направления, по которым следует проводить коррекционную работу. Устранение нарушений письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы:

устранение недостатков моторной сферы;

развитие психических процессов;

коррекция дефектов звукопроизношения;

развитие и коррекция фонематических процессов;

коррекция лексико-грамматического строя речи;

уточнение и активизация пассивного словаря;

расширение и обогащение активного словаря;

развитие связной речи;

коррекция письменной речи.

Комплексный подход предполагает необходимость всестороннего коррекционно-педагогического воздействия на все стороны психофизического развития детей с дисграфией (на речевые и неречевые процессы). Индивидуальный дифференцированный подход определяется преимущественно выраженностью основного нарушения у каждого ребенка в отдельности: степень сформированности и особенностей слухового и фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия и пространственной ориентации, мелкой моторики, речевого внимания и памяти.

Таким образом, использование дифференцированных логопедических приемов, направленных на развитие и формирование как вербальных, так и невербальных компонентов психической деятельности во взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом положительно сказывается на коррекции нарушений письма у учащихся.

Публикации по теме:

Сценарий развлечения для детей первой и второй младших групп «Письма Осени» Зал украшен по-осеннему. Дети 1 младшей группы, взявшись за руки, вслед за ведущей, под музыку обходят зал и образуют полукруг у центральной.

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Подвижные игры для дошкольников и младших школьников Подвижные игры-важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения,.

Проблемы развития творческого потенциала школьников Л. А. Бударова, Учитель, Муниципальное казенное общеобразовательное Учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Развитие связной речи младших школьников Связная речь - это сложное целое, состоящее из одной или нескольких групп предложений, характеризующихся единством темы, чётким выделением.

Мотивация экологической культуры у младших школьников Содержание : 1. Формирование гражданина с новой экологической культурой. 2. Три ведущие цели экологического развития детей. 3. Мотивационная.

Упражнения на креативность для дошкольников и младших школьников Упражнение «Кто это?» Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову – человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного.

Сценарий викторины по сказкам для младших школьников Викторина по сказкам для младших школьников. «Наши любимые сказки». Цели: Образовательные: - обобщить знания детей о сказках; Развивающие:.

Здоровьесбережение младших школьников в современной школеЗдоровьесбережение младших школьников в современной школе Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Процесс сохранения здоровья.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблемы нарушения письма у младших школьников
Опубликовано: 14 октября 2019 в 22:22
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД