Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования

Наталья Кириченко
Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования

СЛАЙД 2

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

СЛАЙД 3

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

СЛАЙД 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

В настоящее время особенно актуальна проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

СЛАЙД 5

Цель:

объединение усилий педагогических коллективов для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышение их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, повышение уровня качества образования.

СЛАЙД 6

ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ЗВЕНА:

1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

3. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).

5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

СЛАЙД 7

Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

СЛАЙД 8

ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ЗВЕНА:

1. Осознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

2. Готовность ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

3. Желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию.

4. Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания

СЛАЙД 9

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.

СЛАЙД 10

ВИДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:

Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.

Содержательная – обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении, разработка единых курсов изучения отдельных программ.

Психологическая – совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учётом общих возрастных особенностей.

Технологическая – преемственность форм, средств, приёмов и методов воспитания и обучения.

СЛАЙД 11

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ:

Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между «входными» и «выходными требованиями д/с и школы. Завышенные требования к готовности ребенка к школьному обучению.

Низкий уровень социально-личностного развития ребенка.

СЛАЙД 12

Отсутствие единых программ непрерывного образования. Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т. е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учёта дальнейших перспектив.

Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).

СЛАЙД 13

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:

СЛАЙД 14

Общая цель: Воспитание и только воспитание — цель школы.

Иоганн Генрих Песталоцци

СЛАЙД 15

1. РАБОТА С ДЕТЬМИ:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

СЛАЙД 16

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

СЛАЙД 17

3. СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

СЛАЙД 18

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.

Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.

СЛАЙД 19

«Быть готовым к школе уже сегодня -

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть

готовым всему этому научиться».

Л. А. Венгер, А. Л. Венгер

Публикации по теме:

Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования» Преемственность дошкольного и начального образования Проблема преемственности разных звеньев образования волнует теоретиков и практиков.

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС Иванова Татьяна Николаевна, старший воспитатель МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18» г. Прокопьевск Быть готовым к школе – не.

Проблема преемственности дошкольного и начального образования ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального.

Ситуации преемственности дошкольного и начального общего образования в ходе реализации ФГОС Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования является одним из важнейших условий непрерывного образования ребенка.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию доклад на тему преемственности дошкольного и начального образования. Данная презентация рассчитана.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОСПреемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Подготовила выступление МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Звениговского района Республики Марий Эл Аканаева Л. Г. Преемственность.

Семинар для участников сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования Семинар для участников сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в рамках.

Взаимодействие по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работ соответствующих.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 22:53
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детская развивающая игра своими руками «Вязаная грядка с овощами»
Ирина Баринова Детская развивающая игра своими руками "Вязаная грядка с овощами". Сейчас в современном мире мы покупаем своим детям различные развивающие...
Фотоотчет о занятии аппликацией в подготовительной группе «Ваза с фруктами»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Разрешите представить Вам фотоотчет с занятия аппликацией на тему: "Ваза с фруктами"....
Система работы по выявлению и развитию способностей детей
Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты:  создание базы данных детей с разными способностями; ...
«Собери флаг». Дидактическая игра
22 августа наша страна отмечает знаменательную торжественную дату – День Российского флага. Государственный флаг России - это символ Родины: единства и...
Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма...
Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую очередь...