МААМ-картинки

Процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Татьяна Семина
Процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и новые взрослые. Все эти изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка как «снежный ком», вызывая стрессовую ситуацию. Малышу необходимо «адаптироваться», т. е. приспособиться к этому «новому». Согласитесь, любой (даже самый здоровый) малыш в данной ситуации растеряется.

Публикация «Процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Адаптация - процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек – среда», то есть - особая форма отражения воздействия внешней и внутренней среды, установление динамического равновесия системы.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.

Адаптация рассматривается на физиологическом, психологическом и социальном уровнях.

1. Физиологический уровень адаптации предполагает согласование жизненных ритмов ребенка в домашних условиях и режимных моментов в условиях детского сада.

2. Социально-психологический уровень адаптации предполагает приспособление ребенка к существованию в социуме, вхождение в новую систему взаимоотношений с другими людьми (взрослыми и детьми).

Уровни адаптации взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Их сочетание определяет интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.

Выделено три фазы адаптационного процесса :

1. Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности

Темп развития убыстряется, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Дети адаптированы.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :

-легкая адаптация : поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены. В период легкой адаптации заболеваний практически не возникает

- адаптация средней тяжести : все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней, эмоциональное состояние, отмечается значительное снижение двигательной активности. Все функциональные изменения выражены отчетливо. При этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции,

- тяжелая адаптация : значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше) и тяжесть всех проявлений.

Ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Наблюдается расстройство сна, длительное снижение аппетита. Ребенок, как правило, упорно избегает контактов со сверстниками, проявляет к ним агрессию или стремится к уединению. Отношения с взрослыми избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей.

Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется при легкой и средней степени адаптации, посредством игровых сеансов, которые создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с родителями.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволяют активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации и социализации детей в ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.

Для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от нас - воспитателей, от нашего умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Современная педагогика предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 13 октября 2022 в 14:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Семина (УИ 187750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД