Получи документы

Процесс творческого мышления и креативность

Ольга Василенко
Процесс творческого мышления и креативность

Процесс творческого мышления и креативность

Приоритетом современной культуры, культурного развития должна быть и есть проблема формирования творческой личности, способной жить и творить в центре всех разносторонних и разноплановых процессов. Культура утверждается, обогащается, органично целостно воссоздается благодаря деятельности творчески активного человека.

Публикация «Процесс творческого мышления и креативность» размещена в разделах

Неотъемлемой частью творческого процесса является творческое мышление, без которого не существовало бы человека-изобретателя, композитора, ученого, не было бы культурного развития общества, да и культуры как таковой. Как динамический феномен, творческое мышление имеет социально-коммуникативную природу, в которой отражается процесс объединения и взаимодействия индивидуального и социального, личной уникальности и социальной нормативности. Творческое мышление является не только характеристикой человеческих способностей, человеческой деятельности, но и характеристикой взаимоотношений личности с обществом, культурой.

Способность к творческому мышлению вместе с интуицией, воображением, фантазией, выделяет человека из животного мира. Творческий процесс немыслим без воображения, интуиции, фантазии, которые позволяют комбинационно творчески воссоздавать цепь представлений и впечатлений, которые хранятся в памяти. При этом подсознательные процессы имеют здесь особенное значение. По словам Ф. Шеллинга, «. человек поневоле и даже вопреки своему внутреннему желанию привлекается к процессу творчества, на него действует сила, которая проводит предел между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взгляда и имеющих неисповедимую глубину».[62,73]

Определению понятия творческого мышления большое внимание уделяет ряд исследователей Г. Айзенк, З. Фрейд, К. Роджерс, Б. А. Лезин, П. М. Якобсон, Д. Б. Богоявленская и др.

Творческое мышление – это такой тип мышления, для которого характерны высокий уровень направленности на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, которые позволяют достичь прогрессивных, социальных и особенно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности.

Существуют отличия в определении творческого мышления но не смотря на это, исследователями выделены два общих элемента в имеющихся определениях: новизна (оригинальность, неожиданность) и значение (целесообразность, значимость, полезность).

В психологической литературе существуют две основных точки зрения на творческое мышление. Согласно одной, творческое мышление в той или иной степени свойственно каждому человеку. Оно так же неотъемлемо от человека, как необходимость говорить и чувствовать.

Согласно второй точке зрения, не любой человек имеет способность мыслить творчески. Такая позиция связана с иным пониманием природы творчества. Здесь, кроме незапрограммированного процесса создания нового, берется во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначимым, хотя масштаб его может быть разным. Важнейшим качеством творца является сильная и стойкая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в ней главную цель и основной смысл своей жизни.

Психологи рассматривают творческое мышление как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности. Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность – это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческое поведения – наиболее характерным. Главным показателем творческой личности, ее определяющим признаком считают наличие творческого мышления, которое рассматривается как индивидуально-психологическая особенность человека, отвечающая требованиям творческой деятельности и являющая условием ее успешного выполнения.

Исследователи выделяют такие основные особенности мышления творческой личности как : смелость мысли, склонность к риску; фантазия; проблемное виденье; умение мыслить; способность находить противоречие; умение переносить знание и опыт в новую ситуацию; независимость; альтернативность; гибкость мышления; способность к самоуправлению. Творческое мышление по своей сути является свободным, без свободы не может быть творчества.

Творческие способности человека связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Творческую личность определяют с помощью ее интеллектуальной активности, творческого мышления и творческого потенциала. Также большое значение для понимания особенностей творческого мышления имеют особенности формирования умственных действий. Углубление психологического содержания умственного процесса характеризуется тем, что изменению «понятийных характеристик объектов» часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носят характер понятий в прямом смысле слова.

Исследователи выделяют два вида мотивации к творчеству : внутренняя, которая заключается в удовольствии от реализации своих творческих способностей; внешняя, которая определяется борьбой за существование, практическими выгодами, стремлением отличиться или заработать увлечение других.

Исследователи выделяют несколько видов творчества в зависимости от функций, которые они исполняют:

- основной функцией художественного творчества является создание новых эмоций, а результатом – произведения искусства;

- основной функцией научного творчества является создание новых знаний, результатом – открытие, теории, публикации;

- основная функция технического творчества – создание новых средств и предметов труда, результат – техническое совершенствование, изобретения;

- основная функция спортивного творчества – создание новых результатов, результат – рекордсмены.

Для каждого из указанных видов творчества характерен свой тип творческого мышления. Художник, писатель, физик и спортсмен имеют развитое творческое мышление, но различное по свойствам. К примеру, человек, имеющий феноменальные способности к точным наукам и сделавший открытие в области математики, является, безусловно, творческой личностью, но, в тоже время, он может оказаться неспособным нарисовать на бумаге самое элементарное изображение.

В рамках анализа процесса творческого мышления выделяют его стадии и этапы. Анализ трудов Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Эгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др. позволил выделить следующие стадии:

- подготовка (особенное деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи);

- дозревание (несознательная работа над проблемой, выработка идеи); вдохновение (в результате несознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, сначала в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла);

- развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка».

А. Пуанкаре выделяет четыре стадии процесса творческого мышления : постановка задачи и попытка ее решения; несознательная работа над задачей; инсайт; завершение и проверка решения. Особенная ценность такого алгоритма заключается в том, что он родился из собственного опыта знаменитого математика. Анри Пуанкаре образно описывает первую стадию бесплодных попыток решения уже поставленной задачи, вторую стадию как время, проведенное вне задачи. Интересен момент инсайта, которому предшествует необычное поведение, повышенная тревожность. Аналогичное состояние испытывал Ф. А. Кекуле, который открыл формулу бензола. И, наконец, подведение итогов.

Б. А. Лезин выделил похожие стадии: сознательная – несознательная – вдохновение. Однако он игнорирует роль подведения итогов. Собственно, Лезин указывает, что творчество не нуждается в перепроверке.

В схеме П. М. Якобсона стадии процесса творческого мышления выделенные детальнее:

1. Период интеллектуальной готовности.

2. Усмотрение проблемы.

3. Зарождение идеи – формулировка задачи.

4. Поиск решения.

5. Получение принципа изобретения.

6. Превращение принципа на схему.

7. Техническое оформление и развертывание изобретения.

Мало отличается от выше изложенных схема процесса творческого мышления, предложенная П. К. Енгельмейером. Ученый обозначил всего три акта: желание, знание, умение. И полностью перенес ответственность за акт творчества на личность. Однако его схема больше описывает процесс научного творчества. Обращает на себя внимание тот факт, что сам творческий процесс, по Енгельмейеру, стоит на трех китах: мотивация, теория и практика.

Следует отметить, что такая схема полностью описывает процесс создания П. М. Якобсоном языковой модели общения. Однако, как и в случае с П. К. Енгельмейером, такая жесткая структуризация не дает возможности целостно рассмотреть творческое мышление. [23,173]

Г. Айзенк высказал мнение, что творческое мышление является компонентом общей умственной одаренности. По утверждению А. М. Матюшкина, собственно одаренность – это и есть творческая одаренность. Н. С. Лейтес замечает, что творческое мышление – это не то же самое, что высокий уровень интеллекта. Творческость означает, прежде всего, особый склад ума, особое качество умственных процессов, т. е. он не отождествляет эти понятия. В. С. Юркевич делает однозначный вывод: творческая одаренность и интеллектуальная одаренность – это разные типы одаренности, это разные типы личности. [52,81] Таким образом, по удачному сравнению К. А. Торшиной, творческое мышление, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. [23,181]

Теоретический анализ проблемы позволяет определить пути развития творческих способностей и говорить о том, что творческий потенциал существует в каждом человеке, творчество – это естественная природная функция мозга, которая проявляется в деятельности при наличии специальных способностей к тому или иному ее виду. Творчество может проявляться в любой деятельности – научной, преподавательской, спортивной, в быту, торговле, кулинарии, поэтому творчество рассматривается не как какой-то особый вид деятельности, а как специфический стиль деятельности. Более того, по мнению ряда исследователей, творческое мышление – это не единый фактор, а совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у того или иного человека. Речь идет о том, что в одном виде деятельности человек может проявлять незаурядные творческие способности, а в другом – может оказаться совершенно нетворческим человеком, что легко объяснить отсутствием способностей к этой деятельности.

Исследователями творческого мышления подчеркивается важная роль среды в развитии и проявлении творческой индивидуальности. Требования макро и микро среды, могут либо стимулировать развитие творческих способностей, либо ослаблять и даже подавлять их.

При оценке творческого потенциала личности чаще всего опираются на ее фундаментальные признаки, которые были предложены Дж. Гилфордом для характеристики творческого мышления. Это способность к обнаружению и постановке проблем (открытость опыту, чувствительность к новому, способность решать проблемы (т. е. способность к анализу и синтезу, «широта категоризации», беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени, гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи, оригинальность мышления (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов) и способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

На основании многочисленных исследований креативности отечественные и зарубежные психологи сходятся во мнении, что творческая одаренность – это системно-личностное образование, обусловленное природными возможностями организма человека (сенсорные, моторные, интеллектуальные) и для ее проявления необходимы соответствующие условия.

В развитии творческого мышления большое значение имеет сочетание наследственной предрасположенности и раннего обучения. Изучая соотношение воспитания и наследственности, Ю. Б. Гиппенрейтер пришла к выводу, что факторы среды имеют вес, соизмеримый с фактором наследственности, и могут полностью компенсировать или, напротив, устранять действие последнего. [41,82]

Таким образом, в результате рассмотрения особенностей феномена творческого мышления можно выделить следующие его основные черты (качества) : динамичность, сложность, многогранность, спонтанность, непредсказуемость, независимость, многоплановость, индивидуальность, социальность, развитие.

Ведущую роль в определении творческого мышления играют мотивация, ценностные ориентации и личностные черты. Можно быть творческим человеком, но не достичь никаких результатов. Для реализации творческого потенциала необходимо иметь сильные личностные качества, внутреннюю выдержку и поддержку извне.

Важную роль играют также мотивация достижения, наличие знаний, позволяющих оценить эффективность различных вариантов решений и соответствующие ценностные ориентации, дающие возможность реализовать творческое решение. Чтобы детское творчество переросло во взрослое, задачей которого является создание принципиально нового значимого для общества продукта, ребенок должен приобрести качества, которые позволят ему преодолеть сопротивление общества

Публикации по теме:

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» 1. Упражнение «Мой любимый фрукт» Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие.

Коллаж как средство развития творческого воображения, мышления, познавательных способностейКоллаж как средство развития творческого воображения, мышления, познавательных способностей Коллаж – это оригинальное изображение, созданное из нескольких или множества фотографий и картинок. Это приём в искусстве, который соединяет.

Мастер-класс для родителей и педагогов по развитию творческого мышления «Игры с использованием ТРИЗ-технологий» Мастер-класс с педагогами под названием: «Игры с использованием ТРИЗ-технологий у дошкольников» Александр Асмолов – руководитель рабочей.

ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников. Метод ММЧ Моделирование Маленькими Человечками как средство развития творческого мышления младших дошкольников Булдакова В. Г. воспитатель 1 кв. категории.

Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возрастаПроцесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста «Тема»: Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста. «В процессе.

Развитие творческого мышления на занятиях английского языка в подготовительной группе детского сада Развитие творческого мышления на занятиях английского языка с использованием ТРИЗ Цели на уровне основного общего образования: 1. Создание.

Развитие воображения и творческого мышления. Занятие по тестопластике с цветным рисом «Золотая рыбка»Развитие воображения и творческого мышления. Занятие по тестопластике с цветным рисом «Золотая рыбка» Развитие воображения и творческого мышления. Занятие по тестопластике с цветным рисом «Золотая рыбка» Уважаемые коллеги! Хочу сегодня.

Самообразование на тему «Развитие творческого мышления через чтение и обсуждение сказок» План работы по самообразованию на тему: «Развитие творческого мышления через чтение и обсуждение сказок» Садретдинова Лира Разитовна Воспитатель.

Тематическое планирование по самообразованию «Развитие творческого мышления у детей старшего возраста» Тематическое планирование по самообразованию. Тема «Развитие творческого мышления у детей старшего возраста через нетрадиционную технику.

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольниковТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Процесс творческого мышления и креативность
Опубликовано: 9 мая 2018 в 21:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД