Ольга Викторовна Гурвич
Продолжаем воспитывать маленьких леди и джентльменов
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаю делиться опытом работы за рамками сетки обязательных занятий с детьми. Предлагаю вам наши находки по созданию комфортного психологического климата в группе, который проявляется в отношениях между детьми, между детьми и педагогами, в семье.
С целью единения семьи и привлечения внимания родителей к возможным вариантам совместного проведения свободного времени с детьми, проводим спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья» под руководством воспитателя по лечебной физкультуре. Праздник проводится очень торжественно. Педагоги группы заседают в жюри, объясняя какой команде и за что они присуждают баллы, поощряя именно командное поведение, давая наивысшую оценку именно командам, которые сопереживают, поддерживают членов своей команды, а не обвиняют их, создавая, таким образом, ориентиры не столько физического преимущества, сколько преимущества дружеской сплочённости. Безусловно, в оценке учитываются ловкость, скорость, точность выполнения заданий, но они не являются доминантными. Подобный подход оправдывает себя так как помогает вырабатывать коммуникабельность и уверенность в себе, поскольку дети чувствуют поддержку коллектива. Родители с радостью перенимают этот опыт и даже по собственной инициативе делают альбомы спортивных будней семьи. Два наших альбома «Папа, мама, я - спортивная семья» заняли призовые места на районном конкурсе.
Публикация «Продолжаем воспитывать маленьких леди и джентльменов» размещена в разделах
Безусловно, ничто так не объединяет, как совместное дело. Практикуем к праздникам 8 марта и Масленица приготовление угощения своими руками. Так, к 8 марта, например, мы с детьми вместе делаем тесто для печенья: смешиваем ингредиенты, замешиваем, раскатываем, лепим с помощью формочек фигурки, выкладываем на противень. Важно, чтобы всем хватало места в общем приготовлении, чтобы деятельность детей была именно совместной, чтобы никого не оттесняли, выдвигая себя вперёд, а наоборот, проявляли взаимное уважение и терпимость. Поскольку всех объединяет общая идея – угостить маму тем, что сделано своими руками – дети с радостью идут на условия общности, предложенные воспитателями. Вместе относим противень на кухню, наблюдаем, как повара ставят его в духовку. Потом испечённое печенье повара приносят в группу, дети угощаются сами и вечером угощают мам. Аналогично на Масленицу замешиваем тесто для блинов.
Таким образом, за 2 года пребывания в группе, дети учатся взаимному уважению, проявлению чувств дружбы, сплочённости коллектива, осознанному проявлению своих чувств и желаний с учётом обратной связи.
Родители, наблюдая, как их ребёнок овладевает навыками совместной деятельности и общения с другими детьми, преодолевает чувства собственничества и детского эгоизма, становятся нашими единомышленниками. Они начинают принимать активное участие в жизни группы своего ребёнка, по собственной инициативе изготавливают стенгазеты по итогам событий нашей группы. Так, нашими родителями были изготовлены газеты, посвящённые 20-летию нашего детского сада, итогам спортивных соревнований, праздникам и даже Дням Рождения наших педагогов. Это всегда является радостными подарками для нас, так как показывает, что мы находимся с ними «на одной волне».
Для того, чтобы выпустить из стен детского сада уверенного в своих силах и способностях ребёнка, ориентированного на успех, необходимо его научить преодолевать проблемные ситуации. Особенно в этом нуждаются дети с заниженной самооценкой, которым свойственны пассивность, обидчивость, ранимость, боязнь. Необходимо научить ребёнка не впадать в деструктивные состояния, а мобилизоваться и предпринимать практические действия по выходу из сложившейся сложной ситуации.
Физиологи говорят о том, что для мозга и всей нервной системы воображаемая ситуация неотличима от реальной по типу нервного реагирования. Поэтому, если проиграть с ребенком различные варианты выхода из придуманных сложных ситуаций, можно выработать привычку успешного конструктивного решения любых проблемных ситуаций.
Для начала мы используем выдуманные сказочные сюжеты. Дети сами составляют цепь событий с преодолением трудностей главными героями сказки. Детям сообщается, что при сочинении сказки необходимо соблюдение следующих условий:
1. В сказке должна присутствовать интрига.
2. Никто никого не убивает, используем волшебство и превращения (чтобы не было негативного фона повествования).
3. В сказке добро всегда побеждает зло.
Дети выбирают из предложенных, сказочных героев и составляют коллективную сказку. В свободное время, по желанию, делают рисунки к составленному сюжету. Наиболее удачные сказки разыгрываем по ролям. Воспитатели стараются отдать роли главных героев наиболее застенчивым детям, чтобы способствовать повышению их самооценки и выработки чувств храбрости и решительности.
Таким образом, закладывается стереотип позитивного исхода любых ситуаций. Чтобы осуществить перенос этого стереотипа в реальную жизнь, разбираем бытовые, жизненные ситуации с проблемным сюжетом. Сказки с неоконченным повествованием. Даётся начало сюжета, а дальше детям предлагается подумать, чтобы они стали делать. Примерные варианты сюжетов:
1. Мальчик отправился с родственниками в лес за грибами. Они долго бродили, вдруг мальчик понял, что он потерялся. Что делать?
Варианты ответов:
- Сяду и буду плакать.
- Залезу на дерево и увижу, где дорога.
- Буду кричать, чтобы меня услышали.
- Позвоню по мобильнику папе.
- Разведу огонь, чтобы было светло.
2. Девочка пошла с мамой в супермаркет и заблудилась….
3. ребёнок нашёл бездомного котёнка и принёс его домой, но мама не разрешила его оставить дома, так как у бабушки аллергия на шерсть…
Разобрав множество подобных ситуаций, дети оказываются готовыми к решению стрессовых ситуаций. Безусловно, эти же сюжеты являются предупреждающими как надо себя вести, чтобы избежать попадания в подобные ситуации.
Мы поделились с вами опытом нашей работы, направленной на воспитание самодостаточной личности ребёнка. Будем очень рады, если наш опыт окажется вам полезным.