Папки-передвижки

Проект «Адаптационная группа кратковременного пребывания в МДОУ»

Ольга Куликова
Проект «Адаптационная группа кратковременного пребывания в МДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 34 «Алёнушка»

Проект

«Адаптационная группа кратковременного пребывания

в МДОУ №34 «Алёнушка»»

Выполнила Куликова Ольга Леонидовна.

Публикация «Проект „Адаптационная группа кратковременного пребывания в МДОУ“» размещена в разделах

Цель проекта : разработка, апробация и трансляция модели адаптационной группы «Алёнушка» для детей раннего дошкольного возраста (от 1 до 2 лет) не посещающих МДОУ.

Задачи проекта :

•Создание целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста от 1 года до 3 лет на базе МДОУ ЦРР - детского сада №34 «Алёнушка» за счёт создания дополнительной адаптационной группы кратковременного пребывания для детей 2 лет, не посещающих МДОУ.

•Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.

•Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру.

•Практическая реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями, другими социальными учреждениями.

Основная идея проекта. Создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду,

Актуальность проекта. В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного образовательного учреждения в отдельности.

С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируется на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определённой социальной ситуации развития.

Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьёй в реальных социально-экономических условиях. О трудностях данной работы большинство специалистов ДОУ знают не понаслышке.

Ожидаемые результаты проекта ( локальный уровень:

Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.

Улучшение материально-технической базы конкретного учреждения за счёт привлечения дополнительных средств.

Механизмы реализации проекта :

Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей Кузнецовского сельского поселения.

Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.

Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг,

Обобщение результатов реализации проекта.

Социальные партнёры МДОУ ЦРР - детского сада №34 «Алёнушка»

• Комитет образования Павлово - Посадского муниципального района;

• Администрация Кузнецовского сельского поселения;

• Кузнецовская основная сельская школа,

• Детская библиотека д. Большое Буньково;

• Дом детского творчества;

• Детская поликлиника;

• Эколого - биологический центр;

• Пожарная часть;

• Роспотребнадзор;

• Храм Рождества Христова;

• Дом Широкова г. Павловский Посад;

• Краеведческий музей г. Павловский Посад,

• Музыкальная школа п. Новостройка

Предмет разработки: Образовательная программа адаптационной группы «Алёнушка» с кратковременным пребыванием в ДОУ детей раннего возраста от 1 до 2 лет численностью до 5- 8 детей (возможна и индивидуальная работа с ребёнком) совместно с родителями или лицами их заменяющими.

Основные направления проекта :

• Создание адаптационной группы детей с 1 года до 2 лет на базе МДОУ ЦРР - д/с №34 «Алёнушка» с целью подготовки детей к поступлению в детский сад без тяжёлых форм адаптации, предотвращения дезадаптационных явлений.

• Создание необходимых и обогащённый условий раннего разностороннего развития детей раннего возраста.

Программа выполнения работ по проекту :

Этап «Подготовительный». Анализ опыта работы групп раннего возраста в учреждении. Изучение спроса родителей на данный вид услуги через рекламную акцию. Составление штатного расписания, сметы доходов и расходов. Разработка программы, сетки совместных мероприятий с детьми, содержания работы. Подбор необходимого оборудования и создания условий в ДОУ. Налаживание контактов с социальными партнёрами.

этап «Основной». Запуск и апробация различных форм работы с детьми и родителями адаптационной группы. Закрепление контактов с социальными партнёрами.

Этап «Обобщающий». Подведение практических итогов реализации проекта, педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ, посещающих группу «Алёнушка», опрос удовлетворённости родителей и педагогов, итоги мониторинга качества данной услуги. Оформление окончательной модели адаптационной группы «Алёнушка».

Предполагаемые результаты проекта :

Разработана образовательная программа работы адаптационной группы «Алёнушка» ориентированная на социальный заказ родительского общества, личностноориентированное взаимодействие.

Создание консультативного центра молодой семьи по вопросам воспитания детей, не посещающих детский сад.

Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья (физического и психического).

Привлечение дополнительных внебюджетных средств на нужды образовательного процесса и оздоровления детей дошкольного возраста, повышение уровня оплаты труда педагогов ДОУ.

Стабильная привлекательность учреждения для родительского контингента микрорайона поселка.

Укрепление и совершенствование материально-технической базы ДОУ. Занятия проводятся на базе МДОУ ЦРР - детского сада №34 «Алёнушка» в утреннее или вечернее время, возможно в выходные дни. Каждое занятие длится 45 - 50 минут и состоит из нескольких блоков. Смена деятельности не даёт малышам почувствовать усталость.

Блоки следующие:

«Школа этикета»

Здороваемся, прощаемся, общаться с окружающими детьми и взрослыми

«Весёлая нотка»

Музыкальные занятия,

Не все блоки присутствую на каждом занятии. Они чередуются, по-разному соединяются. Но на каждом занятии их не меньше трёх.

Научно - методическое обеспечение проекта.

В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление — главное средство и цель социализации);

Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И. С. Кон);

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А. В. Мудрик).

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.

Социализация определяется:

Как процесс включения человека в социальную практику, усвоение общественного опыта через выполнение определённой роли в практической деятельности;

Процесс усвоения человеком существующих в обществе норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление индивидуальных норм, отвечающих интересам общества.

Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

Общее для всех точек зрения на социализацию: в ходе взаимодействия с социумом человек «окультуривается», персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).

В. В. Зеньковский в работе «Психология детства» подчёркивает, что личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Задача воспитания, по мнению автора, в том и заключается, чтобы эти социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми.

Отечественная традиция в психолого-педагогиечских исследованиях выделяет основными формами развития ребёнка стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка. Развитие этих взглядов представлено в современных исследованиях В. В. Давыдова (о новообразованиях в дошкольном возрасте и развитии личности, М. И. Лисиной, исследовавшей роль и развитие общения на ранних этапах онтогенеза, Н. И. Непомнящий, рассматривавшей базовые, относительно неизменные на всём протяжении жизненного пути личностные образования психики, Е. Е. Кравцовой (о возрастных образованиях и логике развития дошкольника) и другие.

На основе исследований Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульги, и. Ф. Дементьевой можно выделить специфику социализации детей:

• У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмо ционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

• Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;

• У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки, направленных а благоприятную социализацию ребёнка.

Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.

При подготовке Проекта «Алёнушка» использована методическая литература:

Алямовская В. «Ясли - это серьёзно» .- М. : Линка-Пресс,1999.

Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ». Практическое пособие. - Воронеж «Учитель», 2004.

Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) М. : Линка- Пресс,1999.

Публикации по теме:

«Методические рекомендации по организации работы группы кратковременного пребывания» Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации.

Положение о группе кратковременного пребывания Группа кратковременного пребывания открывается приказом заведующего МДОУ при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий, соблюдении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Адаптационная группа кратковременного пребывания в МДОУ»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 11:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Адаптационная группа кратковременного пребывания в МДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Куликова (УИ 254215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД