Проект «Аппликация из ткани»

Елизавета Чусовитина
Проект «Аппликация из ткани»

Проект на тему: «Развития творчества дошкольников через аппликацию из ткани».

- Автор проекта: Архипова Елизавета Раульевна.

- Продолжительность проекта: с февраля 2015 г. по март 2015 г. (краткосрочный)

- Тип проекта: Творческий.

- Участники проекта: воспитатель, дети средней группы.

- Возраст детей: 4-5 лет.

Актуальность проекта

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Развитие способностей и творчества является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

Народное декоративно-прикладное искусство – это неиссякаемый источник радости, творчества, вдохновения.

В своем поиске художественно-эстетических идей я обратилась к лоскутной аппликации. Этот вид декоративного искусства не заслуженно забыт педагогами, между тем он содержит богатейшие возможности для формирования чувства прекрасного у детей дошкольного возраста. В самом названии «Веселый лоскуток» уже заложена мысль о введение ребенка в мир творчества и фантазий.

Изделия из лоскутков сегодня так же популярны, как и много лет назад. Дизайн и изготовление таких изделий – это и полезное, и приятное занятие. Некоторые традиционные узоры изделий уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых интерпретаций. Эти яркие и радующие глаз и душу изделия эмоционально близки и понятны детям, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей.

Разновидность аппликации из лоскутков, ее отличие от лоскутного шитья в том, что детали не сшиваются и приклеиваются на основу или фон. Во всех остальных моментах, таких как подбор ткани по цвету, характеру рисунка (более выразительно в таких работах выглядят ткани с мелким рисунком, свойства материала (наиболее предпочтительна в работе ткань из ситца и бязи, аппликация похожа на лоскутное шитье.

Предлагаемая тематика аппликационных занятий служит подготовительным этапом к лоскутному шитью. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами ткани, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, ориентировать в системе узора и в пространстве сюжетной композиции. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии.

Из самых простых фигур – треугольников, квадратов, полос – составляет много различных по построению композиций узора. Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, животных. У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение комбинировать, используя многообразие расцветок ткани. На первом занятии цветовые отношения делятся на темные и светлые, далее на плавные и контрастные, на теплые и холодные.

Цель: научить ребят творчески мыслить, свободно проявлять себя в различных видах деятельности, используя богатые возможности лоскутной аппликации. При выполнении работ необходимо научить детей не копировать готовые образцы, а по возможности работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере.

Задачи проекта:

Обучающие:

1. Формировать у детей интерес к данным направлениям декоративно-прикладного искусства;

2. Обучать детей навыками работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растительных фигур и фигур животных, а также архитектурных сооружений;

3. Формировать первоначальные навыки лоскутной аппликации.

4. Научить детей создавать эскизы будущих сюжетных композиций самостоятельно.

Развивающие:

1. Развивать творческую фантазию, используя богатые возможности лоскутной аппликации;

2. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении аппликации;

2. Воспитывать у детей усидчивость при выполнении работы.

Ожидаемые результаты:

для детей

• повысится уровень эмоционального благополучия воспитанников;

• будут проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию;

• научаться планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения;

• научаться сочетать нетрадиционные технологии для создания законченного образа;

• смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

• проявят желание участвовать в выставках внутри ДОУ, в конкурсах на разных уровнях.

для педагогов

• создадут систему работы с детьми по развитию творчества дошкольников через аппликацию из ткани;

• расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;

• повысится уровень профессионального мастерства педагогов.

Этапы реализации проекта:

• Подготовительный (с 9 февраля по 13 февраля 2015 года)

• Основной (с 16 февраля по 28 февраля 2015 года)

• Заключительный (с 2 марта по 6 марта 2015 года)

Поиск, изучение и обработка информации

(подготовительный этап) - определение цели и задач проекта;

- работа с методической литературой по данной проблеме;

- просмотр материалов по нетрадиционным техникам изображения;

- создание предметно-развивающей среды

- познакомить детей со свойствами ткани;

- познакомить детей с аппликацией из лоскутков; Февраль 2015 г.

Работа над проектом (основной этап) - реализация поставленной цели и задач с использованием игровых технологий, элементов психогимнастики, изотерапии, аппликации. Февраль 2015 г.

Заключительный этап -оформление результатов;

-презентация проекта. Март 2015 г.

В ходе работы закрепляются с детьми такие правила:

- рисунок переводить только на изначальную сторону, чтобы лицевая оставалась всегда чистой;

- ножницы лучше применять с закругленными концами и разработанными рычагами; ножницы не должны быть слишком длинными;

- при работе ножницами не размахивать, не играть ими, потому что это режущий предмет и обращаться с ними нужно осторожно;

- начиная наклеивать, нужно положить деталь на специальную клеенку, изначальной стороной вверх;

- на кисть набирать небольшое количество клея, наносить клей тонким слоем на всю деталь, обращая внимания на то, чтобы хорошо были смазаны края;

- на отдельные детали, создающие полуобъем, клей наносить только на определенные части, чаще на края детали, оставшиеся части слегка отгибать или приподнимать над поверхностью работы;

- смазанную клеем деталь прикладывать к намеченным заранее точкам, слегка разглаживать, затем покрывать деталь салфеткой и притирать к фону, плотно его придерживая;

- удобнее на большую деталь наклеивать меньшую, при этом следить за чистотой лицевой стороны;

- после окончания работы плоскостную аппликацию лучше положить на ровную поверхность, закрыть чистой бумагой и прижать грузом. Через некоторое время груз снять. Аппликация готова.

Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание необходимо уделять коллективным работам, общий результат которых всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению, чем индивидуально выполненные работы. Наиболее простая и часто применяемая форма коллективных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. Другой формой взаимодействия являются составление несколькими подгруппами общей композиции из отдельно выполненных частей. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, так как всем предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате, более того, они – равные исполнители одной работы.

Возможности аппликации из лоскутков неисчерпаемы, в них заложены элементы плоскостного конструирования, основы цветоведения, способствующие формированию художественного вкуса, чувства прекрасного.

Материалы для аппликации из ткани

Ткань. Для работы используется ситцевая ткань (бязь, густо накрахмаленная, пропитанная клеем или приклеенная на кальку (ткань, подготовленная таким образом, лучше всего подходит для работы с детьми в технике текстильного коллажа). Кальку, нарезанную кусками определенного размера, густо покрывают клеем ПВА, дают просохнуть и затем сверху кладут лоскут ткани и приглаживают раскаленным утюгом. Калька и ткань должны приклеиться друг к другу. Подготовленная таким образом ткань хорошо режется ножницами, клей не оставляет на лицевой стороне пятен, на изначальной стороне (на стороне кальки) легко обводить шаблоны. Если ткань отклеилась от кальки – ее приглаживают утюгом.

Основа. В качестве основы для работ может служить лоскут однотонной ткани или ткани в мелкий рисунок, а также в качестве основы можно использовать лоскут холста или мешковины.

Клей. Большое значение имеет качество клея. Самым лучшим и удобным клеем для работы является клей ПВА. Если он загустеет, то его следует разбавить холодной водой до концентрации жидкой сметаны.

Ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут ткань, на месте разреза появляется бахрома.

Шаблон. При выполнении работ в технике текстильного коллажа применяются шаблоны. Для их изготовления используется плотный картон. Грифель карандаша при обводке шаблона плотно прижимают к его краю.

Карандаш. Для работы используется карандаши средней мягкости «ТМ», «М», «2М». Работают только правильно заточенным карандашом.

Перспективное планирование работы по аппликации из ткани на 2014-2015 учебный год

Месяц Образовательная область Непосредственная образовательная деятельность Программное содержание

Февраль Познание Беседа о ткани (ситцевой). Познакомить детей со свойствами ткани.

Художественное творчество Аппликация: «Ванины помощники» Познакомить детей с аппликацией из лоскутков; закреплять умение составлять из частей целое, навыки коллективной деятельности.

Февраль Художественное творчество Аппликация «Цветик-семицветик» Развивать у детей фантазию, творческое воображение; закреплять знание цвета.

Художественное творчество Аппликация: «Красивая посуда» Развивать творческие способности детей, ассоциативное мышление, фантазию; формировать понятие об узоре (орнаменте, его элементах, умение располагать элементы композиции, учитывая соотношения их с изображением; воспитывать аккуратность.

Март Художественное творчество Аппликация: «Бабочки» Воспитывать у детей любовь к природе, умение видеть прекрасное, используя яркие цвета, передать красоту бабочек, плавные изгибы крылышек, симметричность форм; развивать воображение, самостоятельность, умение сделать выбор и довести начатую работу до конца.

Художественное творчество Открытое занятие: Аппликация «Кто не спрятался…» Воспитывать у детей интерес к образу зверей; вызвать желание создавать зверей из геометрических фигур умение работать с шаблоном и ножницами.

Публикации по теме:

План мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов 1. Экскурсии в краеведческую библиотеку – музей, детскую библиотеку (выставки, посвященные 70-летию Победы) Ноябрь 2014 – май 2015 2 Встречи.

Проект на тему «Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру» Компьютерная презентация проекта на тему "Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру".

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Математика
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Проект «Аппликация из ткани»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 17:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 декабря. Праздник новогодних костюмов на МААМ

Ни один детский новогодний утренник не обходится без карнавальных костюмов. Ведь каждый малыш мечтает хотя бы на несколько часов перевоплотиться в любимого сказочного героя. Родители охотно идут навстречу...

13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду, как одна из форм трудового...
Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается позитивное...
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1. Доброе время суток, уважаемые друзья и коллеги, заглянувшие на мою страничку! Предлагаю Вам фотозарисовку...
Конспект прогулки «Наблюдение за небом» в подготовительной группе
Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира, закрепить представления о зиме, обратить внимание на...