олеся шикина
Проект «Байкал — жемчужина Сибири» для детей 3–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Байкал-жемчужина Сибири»
Автор проекта : Шикина О. А.
Продолжительность проекта : 4 недели
Участники проекта : дети, родители, воспитатель
Возраст детей : 3-6лет (разновозрастная группа)
Актуальность проблемы:
Несмотря на территориальную близость Братска к Байкалу, многие дети ни разу не были на берегах сибирской жемчужины. Мало знают об уникальной флоре и фауне. Дети, которым посчастливилось с родителями посетить Байкал, имеют фрагментарные представления в соответствии с полученными в поездке знаниями и опытом родителей. Это определило первую проблему – отсутствие полных и достоверных представлений у детей дошкольного возраста об уникальном водном мире Байкала.
Публикация «Проект „Байкал — жемчужина Сибири“ для детей 3–6 лет» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов по ознакомлению детей ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.
Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.
Проблема:
Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?
Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)
Цель: создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.
Объект исследований: озеро Байкал
Методы исследования: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, подвижные, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность.
Задачи проекта :
Образовательные:
-продолжать знакомить детей с озером Байкал, его расположением на карте, с многообразием животного и растительного мира;
-дать понятие о том, что большинство видов животных и растений эндемичны, то есть больше в мире нигде не встречаются (нерпа, голомянка, омуль);
-закреплять и углублять представления об охране животного мира.
Развивающие:
-развивать интерес к животным с помощью стихотворений, загадок, сказок, иллюстраций, игр, видео;
-развивать умения в продуктивной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к животным.
Ожидаемые результаты:
- сформированные знания детей об озере Байкал : его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале;
-приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности;
-участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
-повышение уровня экологической культуры у родителей.
Этапы проекта :
I Этап- подготовительный
Постановка цели, задач по теме: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
-планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;
-создание развивающей среды по теме;
-составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности,
-Подбор методической и художественной литературы об озере Байкал.
-Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями;
-создание и формирование проблемного вопроса
-Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями;
-Подготовка информации для родителей;
-Ознакомление с планом работы по проблеме;
-Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме.
II Этап-основной
Реализация поставленных целей и задач по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной с педагогом;
-Координация работы участников проекта
-Участие детей в индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей
-Привлечение родителей к изготовлению макетов о Байкале;
-Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения :
-Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом
III Этап-заключительный
Анализ результатов
- Подготовка презентации по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»
-Представление результатов проекта : продуктивной деятельности, play-кейса «Водный мир Байкала».
Представление презентации проекта,
-Выставка мини-музея о Байкале, макеты о Байкале
Образовательные области:
Познавательное развитие
-Путешествие по географической карте Иркутской области;
-Рассматривание иллюстраций «Природа Прибайкалья»;
-Занятие по теме «Флора и фауна Байкала»;
- Беседа «На страже Байкала»;
- Просмотр видеофильма о Байкале;
-Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию;
-Рассказ о красной книге Иркутской области;
-Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования);
-С/ ролевая игра «Поездка на Байкал»;
-Д/игра «Рыбы, птицы, звери»;
-Рассматривание энциклопедий о Байкале;
-Рассматривание макетов о Байкале
-Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»;
-Занятие «Народы Прибайкалья»
-Рассказ о коренных жителях Прибайкалья;
-Рассматривание журналов «Сибирячок» о природе Байкала;
-Составление детской энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири».
Речевое развитие:
- Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала;
-Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев;
-Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев;
-Чтение «Ангарские бусы», «Омулёвая бочка» В. Стародубов, «Медведь и бурундук» А. Тороев
(из хрестоматии про Байкал)
Социально-коммуникативное развитие:
-Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе?»;
-Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?»;
-Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»;
-Ситуативные разговоры: «Как заботиться о диких животных»; «Как помочь нерпе»;
-Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала».
Художественно-эстетическое развитие:
- Объёмная аппликация «Нерпа»;
- Лепка «Нерпа»;
- Рисование «Озеро Байкал»;
- Коллективная аппликация «Природа Байкала»
-Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»;
-Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала».
Физическое развитие:
-Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская);
-Этюд «Волны на Байкале»;
-Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири».
Итоги реализации проекта :
При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал : его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - энциклопедию «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?», активно пользуются play-кейсом «Водный мир Байкала».