МААМ-картинки

Проект «Байкал — жемчужина Сибири»

Середкина Валентина
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Приморский детский сад»

Педагогический проект

«Развитие познавательного интереса и воспитания нравственно – эстетических чувств старших дошкольников через природу родного края на примере озера Байкал»

Выполнила воспитатель: Середкина В. В

2023г.

Автор проекта : Середкина В. В.

Продолжительность проекта : (октябрь 2022г. – апрель 2023г)

Участники проекта : дети, педагог, родители

Возраст детей: 5 – 6 лет

Классификация:

по количеству: групповой;

Публикация «Проект „Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах

по содержанию: интегративный, долгосрочный;

По доминирующему виду проектной деятельности : информационно-практико-ориентированный.

Актуальность проблемы:

Дошкольное детство – период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, к малой родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, воспитание привязанности любви к своей семье, формирование бережного отношения к природе родного края.

Духовность и воспитанность ребёнка проявляется не только в обществе и в межличностных отношениях, но и по отношению к природным объектам, с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности. В журнале «Сибирячек» есть замечательное высказывание В. Жемчужного «Когда живешь на Байкале – в этом храме, сотворенном из первобытных скал, чистейшей воды, таежного воздуха и тишины, — трудно поверить в то насилие, которое творит «цивилизованный» мир над природой. Путешественник, исследователь Жак Ив Кусто писал: «Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями». Исходя из этого, мы решили начать с детьми работу по воспитанию экологического воспитания на основе изучения природы родного края, одновременно проводить просветительную работу с родителями. Мы живем на территории Сибири, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. На примере озера, его красоте и неповторимости педагог может привить любовь к природе, зажечь огонёк любознательности и наблюдательности и, кроме того, формировать исследовательский интерес и положительное отношение к природе. В ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, какой животный и растительный мир его населяет. Возможно, это вызовет у подрастающего поколения интерес к главной экологической проблеме Байкала, которое в дальнейшем сможет применить свои впечатления в продуктивной деятельности по этой проблеме. Мы хотим научить детей чувствовать красоту родной земли, воспитать бережное отношение к родным местам, ко всему, что окружает детей с детства, и считаем этой главной нашей задачей.

Цель проекта :

Развитие познавательного интереса и воспитание нравственно – эстетических чувств детей через уважение и заботливое отношение к природе родного края.

Задачи проекта :

Образовательные:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира озера Байкал, его уникальности и природных особенностях.

Расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера.

Развивающие:

Развивать связную речь, фантазию, воображение, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую грамотность и культуру, красоту окружающего мира, нравственно – эстетические чувства любви и заботы к своей малой родине, желание бережно относиться к ее богатствам.

Привлечение родителей к совместной работе.

Введение в проблему:

Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?

Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)

Методы:

Словесный

Практический

Наглядный

Игровой

Ожидаемые результаты детей:

Для детей:

Ребенок имеет определенные знания о своей малой родине, озере Байкал : его флоре и фауне, местонахождении, внешнем виде, географическом положении, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Знакомство с эпосом народов Прибайкалья;

Родителей:

Расширение знаний о Байкале;

участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»; повышение уровня экологической культуры родителей, ответственности за формирование у детей патриотических чувств.

Продукты проекта

Для детей: фотоальбомы «красная книга Иркутской области», «Эндемики Байкала», «Серебристое богатство Байкала», «Ангарские бусы»

продукты художественного творчества в изобразительной деятельности;

создание ЛЭП бука «Байкал-жемчужина Сибири»

Для педагогов:

разработанный долгосрочный проект;

презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»;

представление опыта: (методические разработки, копилки)

Для родителей

Оформление стендов о растительном и животном мире Байкала;

Реализация проекта.

Этапы проекта :

Подготовительный. (Информационно-накопительный)

1. Постановка цели, задач по теме

2. Планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей

3. Создание развивающей среды по теме;

4. Подбор методической и художественной литературы об озере Байкал

Рассматривание картины «Байкал» Е. Симонова

Цель: показать детям красоту природы озера.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Знакомство с мини – энциклопедией Александра Ткаченко «Байкал – прозрачное чудо планеты» (Методическая копилка)

Цель: вызвать интерес к содержанию книги об озере Байкал; расширять кругозор детей к природе родного края.

Беседа

Тема: «Почему Байкал называют жемчужиной Сибири

Цель: развивать умение подбирать определения к озеру, животному и растительному миру Байкала.

Д/И «Какой? Какая? Какие?»

Цель: развивать умение подбирать определения к озеру, животному и растительному миру Байкала.

(Мет. Копилка - наборы карточек с изображением животных, растений Прибайкалья)

Знакомство с картой Иркутской области – местонахождением озера Байкал. Работа в тетрадях (по подгруппам) «Проведи дорогу до Байкала»

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять умение работать в тетрадях,

видеть строчку.

Беседа «Какую пользу приносит вода для человека»

Цель: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к природе родного края, расходу воды. Развивать познавательные способности детей.

Показ презентации «Животный мир Прибайкалья»

Цель: познакомить детей с животными, обитающими на Байкале; с их внешним видом, характерными особенностями. Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

Игры по интересам. (Рассматривание иллюстраций книги сказки Байкала, фотоальбомов, настольно – печатные игры по теме, рассматривание коллекции камней).

Работа с раскрасками

«Раскрасим любимые картинки озера Байкал».

Цель: продолжать упражнять в умении раскрашивать сюжетные картинки, не выходя за контур. Помочь детям видеть красоту природы.

Сбор материала для изготовления ЛЭП бука «Озеро Байкал». «Животный мир Байкала» (Вырезывание картинок животных детьми).

Цель: учить детей узнавать и называть животных Прибайкалья;

Правильно пользоваться ножницами; соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.

Показ презентации

Тема: «Зимующие птицы Байкала»

Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к природе.

Изготовление кормушек родителями с детьми

Цель: познакомить с различными способами изготовления кормушек из бросового материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки) прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;

уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах.

Творческая мастерская: «Рисование птиц родного края»

Цель: учить детей рисовать зимующих птиц, обитающих в нашем регионе, передавая их характерные особенности (посадка головы, положение крыльев, хвоста); воспитывать бережное отношение к пернатым.

Беседа с детьми по страницам фотоальбома «Рыбы – серебристое богатство Байкала» (Мет. копилка)

Цель: уточнить и закрепить знания детей о рыбах Байкала, вспомнить их названия, внешний вид, особенности.

Изготовление альбома «Эндемики озера Байкал» (Мет. копилка)

Цель: ввести понятие «Эндемики», познакомить с эндемиками Байкала, их значением; формировать эмоционально – ценностное отношение к озеру; воспитывать любовь к родной природе.

Составление описательного рассказа «Голомянка» по иллюстрации

Цель: продолжать формировать умение составлять описательный рассказ, выделяя существенные признаки; развивать творческое воображение детей, при описании картины. Обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь, связную речь, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Изготовление родителями иллюстрированного альбома по теме «Ангарские бусы» (Мет. копилка)

Цель: развивать познавательную деятельность родителей к природе родного края; изготовить пособие для развития и воспитания детей.

Основной этап (Деятельностный)

Заучивание стихотворения В. Храмова «Голомянка»

Цель: продолжать знакомить детей с морскими обитателями озера; учить детей запоминать небольшое по объему стихотворение, читать его наизусть выразительно.

Д/и «Найди тень рыбы» (Мет. копилка)

«Геометрическая мозаика»

Цель: упражнять в узнавании и назывании геометрических фигур,

Развивайте мелкой моторики пальцев рук, воображения.

Аппликация

Тема: «Вырезаем рыбки омуля»

Цель: узнавать и называть рыбок, совершенствовать умение работать с ножницами, трафаретами.

Изготовление поделок родителями с детьми на тему: «Наше озеро – могучий Байкал»

Игровая деятельность (Игровой бассейн – дид. игра)

«Рыбалка на Байкале»

Цель: узнавать и называть водных обитателей озера, продолжать развивать умение детей создавать игровую обстановку, развивать ролевой диалог.

Сбор материала для изготовления ЛЭП бука «Озеро Байкал». (Мет. Копилка) «Животный мир Байкала» (Вырезывание картинок животных детьми).

Цель: учить детей узнавать и называть животных Прибайкалья;

Правильно пользоваться ножницами; соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.

С/Р игра -«Выходной день на Байкале».

Цель: совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формировать нравственные чувства к природе родного края.

Сбор материала для изготовления ЛЭП бука «Озеро Байкал». «Водные обитатели озера Байкал» (Раскрашивание и вырезывание картинок животных детьми). (Мет. копилка)

Цель: учить детей узнавать и называть водных обитателей озера; развивать конструирование зрительных образов, правильно пользоваться ножницами; соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.

П/и «Ручейки- озера»

Цель: закрепить умение детей двигаться, по сигналу образовывать «Озера». Развивать общую выносливость, умение действовать сообща.

Изготовление дидактической игры «Байкал» (Мет. копилка)

Цель: развивать познавательный интерес к озеру; знакомить с животным и растительным миром: дать некоторые исторические знания о Байкале.

Загадки «Животный мир Прибайкалья».

Цель: продолжать знакомить с животными Прибайкалья;

развивать мыслительные процессы детей

Изготовление альбома «Красная книга Иркутской области» (Мет. копилка)

Цель: познакомить детей с Красной книгой. Животными и растениями, занесенными в нее. Воспитывать желание бережного отношения к природе.

Творческая мастерская из кусочков салфеток и ваты тема: «Нерпа с нерпенком»

Цель: продолжать знакомить детей с обитателями озера Байкал, учить соблюдать пропорции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Изготовление родителями иллюстрированного альбома по теме «Ангарские бусы» (Мет. копилка)

Цель: развивать познавательную деятельность родителей к природе родного края; изготовить пособие для развития и воспитания детей.

Беседа. Тема: «Почему вода в Байкале чистая

Цель: воспитывать эмоционально - образное восприятие произведения.

Знакомство с мини – энциклопедией Александра Ткаченко «Байкал – прозрачное чудо планеты»

Цель: вызвать интерес к содержанию книги об озере Байкал; расширять кругозор детей к природе родного края.

3. Создание коллективной работы. Коллаж «Природа Байкала».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации; развивать творческий интерес к работе, мелкую моторку пальцев рук.

Воспитывать эстетические чувства к природе родного края.

Рассказывание стихотворения М. Сергеев «А что это такое»

Цель: учить детей запоминать небольшие фрагменты у стихотворения, читать его наизусть выразительно.

Использование Арт терапии: рисование на световом столике «Могучий Байкал» (Рисование кофе, манкой, цветной солью, гречкой»

Цель: развивать творческие возможности детей; стимулировать креативность, развивать интерес к природе родного края.

Открытое мероприятие «Путешествие по батюшке Байкалу»

Цель: развивать познавательный интерес к уникальному озеру – Байкал; познакомить с животным миром Байкала; дать некоторые исторические знания о Байкале;

Рассмотреть особенности экологических проблем озера и пути их решения.

Выставка детских рисунков по теме «Байкал – жемчужина Сибири»

Цель: воспитание интереса к природе родного края, развитие творческой деятельности детей и родителей

Разучивание физминутки «Вода Байкала» (Мет. копилка)

Цель: разучить с детьми физминутку; активизировать мышление, повысить интерес к занятиям, снять утомление.

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик» по стих-ю С. Я. Маршака; «Лодочка»; «Озеро»

Чтение художественной литературы «Сказки озера Байкал» В. Стародумов.

Цель: познакомить детей с произведениями писателей Сибири; формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Заключительный этап (Представление результатов проекта)

1. Представление стенда «Байкал – жемчужина Сибири»

2. Иллюстрированных альбомов по теме «Ангарские бусы», «Эндемики озера Байкал», «Серебристое богатство Байкала», «Красная книга Иркутской области»

3. Презентации «Зимующие птицы Прибайкалья», «Животный мир Байкала»

4. Дидактическая игра «Байкал»

5. Лэпбук «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»

6. Выставка поделок и рисунков по теме

7. Театрализованные костюмы

8. Открытые мероприятия

9. Фотоотчет по теме проекта «Байкал – жемчужина Сибири»

Открытое мероприятие «Путешествие по батюшке Байкалу»

Цель: развивать познавательный интерес к уникальному озеру – Байкал; познакомить с животным миром Байкала; дать некоторые исторические знания о Байкале;

Рассмотреть особенности экологических проблем озера и пути их решения.

Выставка детских рисунков по теме «Байкал – жемчужина Сибири»

Цель: воспитание интереса к природе родного края, развитие творческой деятельности детей и родителей

Чтение произведения «Ангарские бусы»

Цель: продолжать знакомить дошкольников с произведениями писателей о родном крае; развивать интерес к истории малой родины; привлекать внимание детей к необходимости бережного отношения к неповторимой по красоте природе Байкала.

Рассматривание иллюстрированного альбома «Ангара – дочь Байкала»

Цель: познакомить детей с легендой, через иллюстрации раскрыть всю красоту родной природы. Прививать художественный вкус, любовь к чтению произведений сибирских писателей.

Подготовка к театрализованному представлению «Ангара – дочь Байкала» Изготовление костюмов для персонажей – Шамана, Байкала, Ангары, рек, выбор музыкального и декорационного оформления сцены.

Цель: подобрать материалы для оформления сцены. Разработать и изготовить декорации, привлечь родителей для оказания посильной помощи.

Театрализованное представление «Ангара – дочь Байкала»

Цель: Развитие базовой культуры личности ребенка через знакомство с литературным богатством сибирского фольклора, через организацию совместной коллективной, творческой, исполнительской деятельности. Учить создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, музыки.

Заключение

Как хорошо, что у нас есть могучий, богатый, величественный, неповторимый Байкал!

Для каждого человека, кто имеет возможность встретиться с озером — это огромная радость и наслаждение величием этих мест притягательной силой уникального творения природы.

Анализируя свою работу по данной теме, я подошла к выводу о том, что экологические знания формируют осознанный характер бережного и заботливого отношения детей к природе в целом, и в частности к природе родного края, а также, закладывают все начала экологического сознания.

Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строилась с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Реализация нашего проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую.

При проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми мы познакомились и закрепили знания о природе Прибайкалья, животном и растительном мире, о его водных обитателях. Познакомились с кедром, орехами, их неоценимой пользой для человека и диких животных.

Создание альбома «Красная книга Иркутской области» помогла понять о назначении заповедника и парка, о ее предназначении.

Параллельно с непосредственной деятельностью, в другие отрезки времени, дети познакомились с художественными произведениями, легендами и сказками о родном крае и об озере Байкал. Эти произведения дополняли и обогащали впечатления детей. Детям очень нравились стихи, в которых воспевались красота Ангары, могущество Байкала. Надо полагать, что эти стихи помогли мне усилить процесс воспитания в детях нравственно – эстетических чувств, а также чувство гордости за родной край.

Дидактический смысл проектной деятельности заключался в том, что с его помощью развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, желание работать в коллективе. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?» В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Естественно, сухое познание природы в полной мере не может отразить все впечатления ребенка пока он не увидит эту красоту сам, пока не обрадуется ей, пока не удивится. И поэтому в конце проекта мы предложили друг другу загадать желание побывать на Байкале.

Я думаю, что авторская методическая разработка заслуживает внимания, имеет практическую значимость и может быть использована специалистами дошкольных учреждений, так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.

Перспективное планирование по проектной деятельности по срокам проведения;

Фотоотчет «Паутинка проекта»

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Фоторепортаж «Байкал зимой и летом»Фоторепортаж «Байкал зимой и летом» Мне очень повезло, что я родилась и живу в Иркутской области. Так много прекрасных мест во всем мире, но я знаю точно, что красивее нашего.

Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал»Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал» Целевая прогулка на Байкал Цель: Расширять представления детей об озере Байкал, о его растительном и животном мире. Совершенствовать двигательные.

Детско-родительский проект «Новогодние каникулы с пользой для здоровья». Фотоотчет «Спорт и великолепие зимней природы Сибири»Детско-родительский проект «Новогодние каникулы с пользой для здоровья». Фотоотчет «Спорт и великолепие зимней природы Сибири» Чтобы праздничная декада не ассоциировалась у ребенка со скукой, обжорством и ленью, мама Виктории Зайцевой - Екатерина Николаевна, заранее.

Фотоотчёт «Театральная жемчужина»Фотоотчёт «Театральная жемчужина» Хочу представить Вашему вниманию выступление наших детей, которые приняли участие в конкурсе " Театральная жемчужина. " Наши ребята с радостью.

Фотозарисовка «Красивейший Байкал»Фотозарисовка «Красивейший Байкал» У меня возникло огромное желание опубликовать цикл фотозарисовок на тему: "Природа России". И первая работа будет на тему: "Красивейшей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.

Проект «Байкал — жемчужина Сибири» Цель: Сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода); об уникальности.

Псковская жемчужина — СебежПсковская жемчужина — Себеж Себеж. Название этого провинциального города овеяно легендой. Много столетий назад жил здесь крестьянин со своими сыновьями, и когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
Опубликовано: 31 марта 2024 в 08:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Байкал — жемчужина Сибири»» (включая файлы) размещена пользователем Середкина Валентина (УИ 2582935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД