Каграманова Карина Климовна
Проект «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Воспитатель - Каграманова К. К.
Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе группе «Богатыри Земли русской»
Вид проекта: познавательно- творческий.
Интеграция областей: социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: групповой.
Публикация «Проект „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
Продолжительность:
с январь - март.
Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Актуальность:
В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то,что будет заложено в души ребят, в их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.
Цель: познакомить детей с богатырями литературных произведений; выяснить с детьми, кто такие былинные богатыри, какими качествали обладали и есть ли сейчас богатыри в современной жизни; воспитывать у детей патриотические качества, используя методы примеров положительных поступков литературных и современных героев на благо Отечества, русского народа. Развивать у детей интерес к изучению устного народного творчества и истории родной страны; интерес к творчеству при создании своей сказки о богатыре. Воспитывать у детей стремление быть похожими на былинных богатырей, «богатырей современности», учить гордиться историей своей страны.
В основу исследования положена гипотеза: допустим, что богатыри – это защитники Отечества от врагов, воины, обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет. А что, если богатырь – это пример великого духа русского человека, это то, что побуждает русского человека быть преданным своей Родине, своему Отечеству.
Объект исследования - русские богатыри
Предмет исследования – качества богатырей.
Во время выполнения работы использовались методы:
-наглядный;
-словесный;
-игровой;
- практический;
- метод поиска информации (анализ и обобщение литературы по теме исследования)
- наблюдение;
- рассматривания;
- сотрудничество с родителями и педагогами ДОУ (музыкальный руководитель, физ. инструктор);
Теоретическая значимость: систематизация и обобщение материала по теме исследования, оформление методической разработки по теме для дальнейшего использования педагогами в своей деятельности с детьми и их родителями.
Практическая значимость: практическое использование полученного материала по теме богатыри родителями и педагогами в деле патриотического воспитания дошкольников.
Виды деятельности:
- познавательная;
- игровая;
- коммуникативная;
- музыкальная;
- продуктивная;
- двигательная;
Источники информации:
- научная литература;
- книги;
- интернет ресурсы;
- видео и аудио записи;
- презентации.
-сбор исторической информации
Задачи:
• Воспитывать патриотизм, чувство любви и гордости к Родине и её защитникам.
• Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.
• Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас, активизировать связную речь, развивать интонационную выразительность, монологическую речь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)узнать, кто такой богатырь;
2)выяснить, какими качествами должен обладать богатырь;
3) познакомиться с литературой и произведениями искусства о русских богатырях;
4) познакомиться с настоящими богатырями истории (людьми во времена Великой Отечественной войны и нашего времени);
5) сравнить качества былинных и современных героев;
1. Подготовительный этап реализации проекта:
1. Изучить литературу по теме;
2. Провести анкетирование детей подготовительной группы и их родителей «Что мы знаем о богатырях?» - с целью, выяснить какими качествами должен обладать настоящий богатырь, кого можно назвать богатырем современности;
3. Проанализировать результаты исследования;
4. Презентация «Радетели земли Русской», знакомство с книжной выставкой «Богатыри»
5. Заинтересовать детей и родителей в создании своей книги о богатырях.
6. Провести консультацию для родителей «Для чего нужно знакомить детей с былинами»
7. Разработать перспективный план по проекту;
8. Подбор детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, игрового материала;
9. Разработка памятки для родителей «Как придумать сказку о богатыре»
2 этап: Основной.
Все мероприятия проводились в соответствии с перспективным планом.
Социально-коммуникативное развитие:
Беседы: «Богатыри земли Русской», «История земли Русской. Александр Невский.», «Защитники Родины», «Героизм солдат России. Богатыри современности», «Героизм солдат освободившим г. Можайск»- ко дню освобождения от фашистских захватчиков., «История Российской Армии. Современные богатыри Земли русской», «Жить –Родине служить», «Отличие сказки от былины»
Показ презентаций - «Былинные богатыри», «Богатыри Земли Русской», «История армии Российской», «Современным богатырям помощники (военная техника)».
Познавательное развитие:
- просмотр презентации «В мире русских былин»; «Откуда пришла былина», «Богатыри Земли Русской», «Защитники Отечества- современные богатыри»,
- просмотр мультипликационных фильмов о былинах и богатырях;
- коллекционирование иллюстраций к былинам;
Речевое развитие:
- рассматривание картин: В. М. Васнецов «Богатыри», «Гусляры», «Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец»;
-НОД составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри»;
- знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках;
- рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций;
- рассказ воспитателя с показом иллюстраци "Былины народные мудрости»;
- составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем»;
- придумывание сказок о богатырях (задание на дом);
- викторина.
-логопедическая лексическая тема «Защитники земли Русской»
Чтение художественной литературы:
- «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Никита Кожемяка» ,«Добрыня и Змей», «Садко», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Микула Селянинович», «Сказка о богатыре Еруслане Лазаревиче» ,«Былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче», «Владимир – красное солнышко и богатыри святорусские», «Святогор», «, «Илья Муромец и соловей разбойник» и др.
-Сказки о богатырях малышам
- И. Карноухова «Русские богатыри»,
- Заучивание наизусть стихов о силе богатырской. Разучивание обряда – поклонения «Дубок».
- энциклопедия «Моя Родина Россия»;
- загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости русских богатыре
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Назови доспехи богатырские» «Угадай, о ком говорю», «Собери богатыря в поход», «Узнай по описанию», «Назови богатырей», «Назови врагов богатырей, какой богатырь кого победил?», «Да- нет», «Подбери слова», «Назови и объясни», «Продолжи пословицу».
- сюжетно-ролевые игры: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три богатыря», «Богатыри в дозоре», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Моряки», «Разведчики».
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование: «Богатырь», «Богатырь на коне»; «Оружие богатырей»; «Современные богатыри»
- раскраски: «Богатыри»; «Доспехи»; «Военная техника»; «Рода войск»
- лепка «Богатырский конь»; «Богатырь»
-слушание звучания гуслей, и былин в исполнении артистов (грам. Запись).
- инсценировка «Иван Царевич и Серый волк»
Физическое развитие:
- подвижные игры: «Перетягивание каната»; «Наш Алёша –молодец»
- эстафеты: «Кто быстрее проскачет на коне», «Меткий богатырь», «Дорога препятствий»;
- праздник, посвященный Дню защитника Отечества;
- спортивное развлечение «Русские богатыри»;
- разучивание русской народной подвижной игры «Петушиные бои».
Взаимодействие с родителями:
- чтение детям книг по данной теме;
- поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;
- подбор пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках;
- рисование портрета богатыря;
-подбор раскрасок по теме «Богатыри Земли Русской»
- просмотр вместе с детьми мультипликационных фильмов о богатырях;
- просмотр презентаций «Богатыри земли русской», «Военная техника России»
- подбор познавательной информации
- помощь в создании совместной книги сказок о богатырях
Этап итоговый.
- выставка рисунков детей «Богатыри»;
- просмотр мультфильма «Исцеление Ильи Муромца».
-проведение развлечения «Что мы знаем о богатырях»
-проведение праздника «Защитники Отечества – современные богатыри
-создание книги «Мой богатырь» альбомов детских рисунков:
-конкурс на лучшего чтеца стихов о богатырях земли русской.
-создание брошюры
4 этап: Рефлексия
(самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
На заключительном этапе провели работу по теме : «Современные богатыри»
-проанализировали, людей, каких профессий можно отнести к современным богатырям
-отметили основные качества богатырей:
Сила физическая –очень силен и могуч, наделен превосходящей силой с рождения или потом, когда духовно готов.
Сила духа – храбрый, благородный, решительный, с чувством справедливости, собственного достоинства, обладает независимостью духа, силой воли, смекалкой, находчивостью, любит родную землю и окружающий мир, готов сражаться до конца даже без надежды на победу, отдать жизнь за родину и народ.
Воинское дело – может быть обучен воинскому искусству, а может и нет. Свободен в решениях и от долга службы.
Дело всей жизни – защита народа и родной земли от смертельной угрозы не по долгу или личной выгоде (награде, а по велению души.
К таким характеристикам, на наш взгляд, можно отнести людей следующих профессий – полицейский, спасатель, пожарный, военный. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника, народное представление об идеальном герое. Богатырь-это всегда воин-патриот.
После того, как мы выяснили кто такой богатырь, выявили основные его характеристики, познакомили детей с художественной литературой, рассмотрели иллюстрации по теме, рассмотрели с детьми примеры современных богатырей, решили предложить родителям помочь детям придумать свою сказку о богатыре и создать книгу.
Заключение. Выводы.
Работа, проведённая педагогами с детьми и родителями, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характерах и жизни защитников земли Русской. Используя презентации, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатырей, рассмотреть экипировку воинов- защитников, оценить и проанализировать подвиги героев. Созданные детьми и родителями сказки показали хорошие знания по теме, умение использовать обороты характерные былинному творчеству, развили у детей желание делать общее дело (создание книги) и конечно походить на былинных героев, видеть ту мощь Русского духа, которая присуща только настоящим защитникам Родины, Отечества.
Анализируя проделанную работу, мы убедились, что дети нашей группы имеют хорошие знания по теме, прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях. Ребята много узнали нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно развивалась монологическая речь детей. Педагоги вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В дальнейшем будем воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за армию, Родину и стараться развивать качества характера соответствующие нравственно-патриотическим образам.
Результативность проекта:
- воспитание чувства гордости к защитникам Отечества- людей сильных и преданных своей родимой земле во все времена, чувства сопричастности к ее истории;
- расширение кругозора детей в области истории страны;
- заинтересованность и сопричастность к общему совместному плану проекта;
- дети научились понимать смысл былин, пословиц, отличать сказку от были;
- дети умеют анализировать, характеризовать, давать оценку поступкам богатырей Земли русской;
-ребята активно используют в своей речи характерные обороты и термины, характерные для былинного творчества;
- ребята самостоятельны, проявляют инициативу и творческие способности у детей в художественно–творческой деятельности.
- дети уверены, коммуникабельны, могут передать содержание своей сказки о богатырях, активны в обыгрывании былинных персонажей.
Реализуя проект, мы старались приобщить детей к истории родного Отечества, родной культуры, традициям, делали всё возможное, чтобы дети на чувственном опыте прониклись патриотической темой. Развивая личность каждого ребенка, мы хотим верить, что каждый, кто принимал участие в данном проекте будет нести в себе черты русского характера, присущих богатырям древней Руси, как только «на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего». Способствуем лучшему пониманию ценностей родного языка, развиваем самостоятельность, инициативу и творческие способности у детей в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно- патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы.
Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагогов, детей и родителей и стала социально значимой в деле патриотического воспитания.
Проведённые мероприятия в ходе реализации проектной деятельности.
1. Беседа «Богатыри земли Русской. Былины».
2. Проведение экскурсии в районную библиотеку.
3. Чтение русских народных сказок и былин «Алёша Попович и Тугарин – змей», «Илья Муромец»
4. Разучивание подвижной игры «Алёша-молодец».
5. Презентация - «Богатыри земли Русской».
6. Непосредственная образовательная деятельность «Богатыри земли русской»
7. Беседа «История земли Русской. Александр Невский»
8. Чтение былины «Никита Кожемяка»
9. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»
10. Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу», «Назови доспехи богатырские
11. Анкета для родителей и детей «Что мы знаем о богатырях?»
12. Разработка памятки для составления сказок о богатырях. Задание на дом- придумать свою сказку о богатырях
13. Оформление выставки рисунков «Богатыри».
14. Беседа «Героизм жителей станицы Крыловской во время войны» - ко дню освобождения от фашистских захватчиков.
15. Аппликация «Корабли на рейде»
16. Консультация для родителей «Зачем нужно читать детям былины»
17. Беседа «Героизм солдат России».
18. Развлечение «Что мы знаем о богатырях
19. Лепка «Пограничник с собакой»
20. Рисование «Наша Армия Родная»
21. Презентация: «Наша Армия сильна», «Военная техника Российской Армии»
22. Разучивание стихов о Российской Армии
23. Чтение детям сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо»
24. Создание книги со сказками детей о богатырях
25. Образовательная деятельность «Защитники Родины»
26. Беседа «Жить-Родине служить». Подготовка детьми сообщений «Мой папа служил в Армии» (по желанию детей.)
27. Творческая мастерская – изготовление подарков папам к празднику.
28. Чтение художественной литературы: А. Митяев «Почему Армия всем родная», И. Кульской «О брате», А. Митяева «Шапка не велит» и др.
29. Оформление стенгазеты «Слава защитникам Отечества»
30. Создание книги о богатырях «Мой богатырь»
31. Инсценировка сказки «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо»
32. Рекомендации для родителей «Познакомьте детей!»
33. Дидактическая игра «Узнай былинного героя»
34. Беседа ко Дню Защитника Отечества «История Российской
35. Армии. Современные богатыри Земли русской».
36. Проведение праздника «Слава Защитникам Отечества»
37. Высупление на конкурсе муниципального уровня «Музыкальный фейерверк» с инсценировкой «Иван Царевич и Серый волк».