Получи документы

Проект «Будущие финансисты»

Елизавета Малыгина
Проект «Будущие финансисты»

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад №32 «Сказка»»

Проект по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

«Будущие финансисты»

Бодайбо

2024

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

Содержание.

1. Актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;

Публикация «Проект „Будущие финансисты“» размещена в разделах

2. Принципы реализации проекта;

3. Цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках проекта;

4. Этапы реализации проекта;

5. Ожидаемый результат проектной деятельности. Продукты проекта

6. Основные формы реализации проекта. Методы реализации

7. Ресурсы

8. Риски и пути преодоления рисков …

9. Перспективы дальнейшего развития проекта

10. План работы по реализации проекта

Педагогический проект.

Название проекта «Будущие финансисты»

Вид проекта познавательно – исследовательский

Место реализации проекта Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Сказка»

Участники проекта Дети, родители, воспитатели

Возраст детей Дети 5-7 лет (старшая группа)

Срок реализации проекта Краткосрочный

Проблема: низкая финансовая грамотность населения,низкий уровень экономического сознания к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

1. Актуальность проекта :

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Новизна проекта.

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

2. Принципы реализации проекта

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

3. Цель проекта : прививать детям интерес к знаниям по финансовой грамотности, помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

4. Этапы проекта :

1этап – Подготовительный этап:

1. изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

2. информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».

3. подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

4. Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Основной этап: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме образовательного события

5. Ожидаемый результат проектной деятельности.

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Продукты проекта для педагогов :

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Дипломы победителей и участников мероприятий;

Презентации по этапам проекта

6. Основные формы реализации проекта :

-деловые и сюжетно-ролевые игры;

-тематические занятия;

-беседы

-экскурсии;

-ИКТ презентации;

-просмотр мультфильмов;

-обсуждение пословиц;

-коллекционирование;

-чтение художественной литературы;

-игровые ситуации;

-решение проблемных ситуаций;

-продуктивная деятельность.

Методы: игровой, продуктивный, познавательно-исследовательский, наглядный, словесный.

7. Ресурсы:

Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», книги (Н. Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г. Х. Андерсон «Новое платье короля»).

8. Риски и пути преодоления рисков : участие родителей в познавательных маршрутах

9. Перспективы дальнейшего развития проекта :

1. Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

План работы по реализации проекта

1 этап – подготовительный

Направления Мероприятия Срок

1. Повышение своей профессиональной компетентности Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.

Анализ состояния воспитательно –образовательного процесса детского сада по экономическому воспитанию.

Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Разработать перспективный план. Сентябрь

2. Изучение уровня детей. Мониторинг по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта. сентябрь

3. Взаимодействия с родителями. Анкетирование.

Цель: Выявить интересы, потребности, запросы родителей.

Консультации для родителей.

Цель:Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию.

Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности.

Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе. сентябрь - май

4. Пополнение материально – технической базы. Распределение развивающей среды по зонам.

Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности. сентябрь - май

II этап – основной

Направления Мероприятия Срок

Работа с детьми. Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности ведется во всех воспитательно– образовательных блоках:

- в непосредственно образовательной деятельности,

- в совместной деятельности воспитателя с детьми,

- в самостоятельной деятельности детей.

Сентябрь-май

2. Работа с родителями. Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах

и ответах»

Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой»

Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.

Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников».

Консультация «Советы родителям по финансовому воспитанию», «Дидактические игры по экономическому воспитанию, в которые можно играть дома». Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка.

Индивидуальные работы, домашние задания.

Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе.

Сентябрь-май

3. Работа с педагогами Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»

Дидактические игры с экономическим содержанием.

Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.

январь-март

III этап –заключительный

Направления Мероприятия Срок

1. Работа с детьми Мониторинг итогового уровня финансовых знаний и умений.

апрель

2. Работа с родителями.

Показ НОД по развитию финансовой грамотности детей.

Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей

март

3. Работа с педагогами. Выступление на методических семинарах. Ознакомление с результатами работы и данными мониторинга.

Проведение открытого мероприятия

взаимопосещение занятий и мероприятий. апрель

План проекта

Месяц Неделя Мероприятия Ответственные

С

е

н

т

я

б

р

ь 1 1. Занятие на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»

Просмотр видеофильма «Деньги разных стран» «Что такое деньги», История происхождения денег. Презентация «История денег»

Создание музея «Деньги разных времен» Воспитатели старшей группы

2 2. Дидактическая игра «Путешествие копейки»

3 «Нарисуй свою купюру»

4 3. Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

Работа с родителями Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах»

О

к

т

я

б

р

ь 1

Беседа «Бюджет семьи» Воспитатели старшей группы

2

Дидактическая игра «Какие бывают доходы»

3

Сюжетно - ролевая игра «Семья. Кто и где зарабатывает деньги?»

4

Раскраски по теме «Доход не живет без хлопот» с обсуждением и пояснением пословицы.

Работа с родителями 1. Создание поделки на тему «Семейные расходы».

2. Изготовление атрибутов для игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница».

Н

о

я

б

р

ь 1

1. Игра - беседа на тему:

«Что такое экономика»

«Семейная экономика» Воспитатели старшей группы

2

1. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Финансовая наука».

3

2. Просмотр фотоальбома «Достопримечательности г. Бодайбо», «Природа Бодайбинского района»

3. Просмотр презентации: «Люди каких профессий трудятся в гюБодайбо»

4 Аппликация «Мои друзья»

Работа с родителями Экскурсия в сберегательный банк.

Д

е

к

а

б

р

ь 1 Беседа «Для чего нужен магазин?» Воспитатели старшей группы

2

1. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»

3 Игра «Разложи товар»

4 3. Проблемная ситуация «Кто, где работает?»

Работа с родителями Познавательный маршрут «Магазин: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)

Я

н

в

а

р

ь 1

Конструирование (лего) «Магазин нашей мечты» Воспитатели старшей группы

2

1. Составление интеллек-карты «Потребности людей»

Игра в лабиринт «Домик для друга»

3

2. Составление карты «Мои детские потребности»

4

Путешествие в мир экономики со сказочными героями. «Телефон»

К. И. Чуковский

Работа с родителями Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат.

Ф

е

в

р

а

л

ь 1

Практическое упражнение «Собираемся путешествовать» Воспитатели старшей группы

2

Дидактическая игра «Золотополия»

3

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

4

Дидактическая игра «Что изменилось»

Работа с родителями Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»

М

а

р

т 1

Беседа «Мир современных профессий» Воспитатели старшей группы

2

«Кто работает в банке?» Создание проблемной ситуации в результате просмотра видеоролика.

3 Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

4 Игра «Школа банкиров»

Работа с родителями Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка.

А

п

р

е

л

ь 1 • Беседа «Какой товар лучше?» Воспитатели старшей группы

2 Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

3

Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

4

Показ сказки К. И Чуковского:

«Федорино горе»

Проблемная ситуация: «О чем говорят вещи?»

Работа с родителями • Изготовление товара – мороженого и его реклама.

М

а

й 1 • Игра – занятие «Мир рекламы»

• Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок. Воспитатели старшей группы

2 Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

«В мире рекламы» (рисование детьми)

3 «Рекламное агентство»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

4 • Игра-занятие «Ярмарка»

Работа с родителями Образовательное событие : квест- игра «В поисках клада»

Публикации по теме:

Проект «Будущие защитники Отечества»Проект «Будущие защитники Отечества» Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Мюрюнский детский сад №19 «Мичил».с Борогонцы Усть –Алданский.

Брейн-ринг «Юные финансисты» в подготовительной группеБрейн-ринг «Юные финансисты» в подготовительной группе Брейн-ринг «Юные финансисты» Цель: создать условия для финансового просвещения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, для активизации.

Фотоотчет «Будущие чемпионы»Фотоотчет «Будущие чемпионы» 29 ноября 2017 года в нашем родном городе Искитиме, Новосибирской области состоялось открытие ледового дворца спорта «Арена 300». Это большой.

Фотоотчет «Мы будущие шахматисты»Фотоотчет «Мы будущие шахматисты» Фотоотчет «Мы будущие шахматисты» Шахматы – это целый мир. Каждый спорт по-своему прекрасен: Силой мышц, терпением, сноровкой. Каждый вид.

Использование маркера пространства — ширмы для сюжетно-ролевых игр в рамках реализации программы «Юные финансисты»Использование маркера пространства — ширмы для сюжетно-ролевых игр в рамках реализации программы «Юные финансисты» Дети очень любят играть. Небольшой толчок: новая игрушка, опыт других, идея из мультиков или фильмов и тут же развивается интересный сюжет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Будущие финансисты»
Опубликовано: 3 марта 2024 в 07:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД