Светлана Кириченко
Проект «Чудо-камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чудо камни».
Выполнила: Кириченко С. В. - воспитатель МБДОУ д/с №4 с. Овсянка, высшей квалификационной категории.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность: с 22 сентября по29 сентября 2017 года.
Участники проекта : дети 5-7лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Проблема: традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах.
Публикация «Проект „Чудо-камни“» размещена в разделах
Актуальность: живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
Цель проекта : Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.
Задачи проекта :
Обучающие:
1. Познакомить детей с природным материалом - камень.
2. Формировать умение определять свойства и качества камня.
3. Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.
2. Побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.
Основные направления проекта :
- познавательно-исследовательское
- речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (развитие речи, чтение худ. литературы). «Социально-коммуникативное развитие» -(экскурсия на берег Енисея, с/р игры, дидактические. игры). «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка). «Физическое развитие».
Методы и приемы:
* Словесные: вопросы, художественное слово.
* Наглядные: презентация, схемы, посылка с камнями.
* Практические: физминутка, исследование предметов.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, шероховатый.
Оборудование:
Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», пластилин, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, монетка, мел, каменный уголь, камни разной величины, лимон, пластилин. Компьютерная презентация «Эти удивительные камни», «Драгоценные камни», «Мир камней».
Ожидаемый результат:
Для детей:
Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования.
Выполнение детьми естественно - научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, лепка из соленого теста).
Для педагога:
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
Совершенствование предметно – развивающей среды.
Для родителей:
Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
Развитие совместного творчества родителей и детей;
Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;
Этапы:
1. Подготовительный:
Цель: Повышение уровня знаний о натуральных камнях и их свойствах.
*Составление плана проекта.
*Подбор литературы
*Изучение материалов по теме в энциклопедии.
*Знакомство родителей с проектом.
*Создание развивающей среды (тематический альбом «Камни», коллекция камней)
*Пополнение уголка экспериментирования
*Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)
2. Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о камнях и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.
Познание:
Беседы: «Что мы знаем о камнях»
«Нужен ли камень человеку?»
«Драгоценные камни».
- Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром камней:
*Удивительные камни»,
*«Простые и ценные камни в природе»,
*«Камни, которые подарило море»,
*Показ презентации «В гостях у гномика Изумрудика»
Опытно-экспериментальная деятельность:
Игровые эксперименты:
"Какой камень тяжелее?"
"Пирамида из камней"
"Тонет-не тонет?"
Опыты:
-Может ли камень издавать звуки?
-Меняют ли камни цвет?
-Рисующие камни.
-Прочный камешек.
-Почему камни бывают разноцветными?
-Как вода камень точит?
Социально-коммуникативное развитие:
Д\и (с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики) :
"Отыщи такой же камень", Что лишнее? ","Найди пару","Продолжи ряд".-
Настольно-печатные игры:
- «Живая, неживая природа», «Собери картинку», «Разложи по порядку»,
«Мытье камней».
Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края).
(гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные)
Сюжетно-ролевые игры:
«В поисках клада», «Геологи» (знакомство с профессией «геолог»)
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.
Мини-музей «Удивительные камни»
Викторина: «Что мы знаем о камнях»
Выставка: «Изделия из камня»
Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.
Музыка.
Цели: слушание музыки: С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.
Просмотр мультфильмов:
По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».
Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.
Речевое развитие:
«Как живут камни» Е. Чуйко. П. Бажов «Серебряное копытце»,«Малахитовая шкатулка»; «Полезные ископаемые» Детская энциклопедия, И. Н. Рыжова «О чем шептались камни»; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами», Чтение стихов, сказок о камнях.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень», «Гора и камешки», «Разрушение горы».
Хождение по каменной дорожке; Физминутки.
Комплекс утренней гимнастики с небольшим камнем (каждое упражнение выполняется по 4 раза)
1. И. п. - о. с., камень в правой руке. 1 - руки поднять вверх, стоять на носочках, переложить камень в левую руку, 2 - и. п. То же повторить левой рукой.
2. И. п. - то же. Подбросить камень перед собой правой рукой, поймать левой. То же повторить левой рукой.
3. И. п. - о. с. руки в стороны. 1 - повернуться влево, ноги не сдвигать, взять камень левой рукой, 2 - и. п. 3-4 -то же повторить вправо.
4. И. п. - сидя, ноги вместе, камень в правой руке сбоку. 1- поднять левую ногу, переложить камень под коленом в левую руку; 2 - и. п. То же повторить под правой ногой.
5. И. п. - сидя, ноги врозь, камень лежит на полу. 1-3 - наклониться вперёд, ноги не сгибать, катить камень как можно дальше; 4 - и. п.
6. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Подбросить камушек на 10-15 сантиметров вверх, поймать.
7. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - переложить камень в левую руку за спиной, 2 - и. п. То же повторить с правой рукой.
8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч 1 - наклониться вниз, не сгибая колени, переложить камень в другую руку под правым коленом; 2 - и. п. То же повторить под левым коленом.
9. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - поднять правое колено, переложить камень в другую руку; 2- и. п. То же повторить под левым коленом.
10. И. п. - стоя, камень зажат между ступнями, руки на поясе. Прыжки вверх на двух ногах. Чередовать с ходьбой.
Художественно-эстетическое развитие:
Творческая мастерская (роспись камней) - рисование по замыслу «Милые мордашки».
Лепка камней из пластилина.
Рисование мелками на доске, бума.
Выкладывание рисунков из камней.
Заключительный этап
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме
• Где в природе можем увидеть камни?
• Для чего нужны человеку камни?
• Какие бывают камни?
• Как называют людей, которые ищут и исследуют камни?
• Что делают из камня?
Презентация проекта «Чудо камни».
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины "Что мы знаем о камнях"
Мини-опрос родителей по пройденному материалу проекта.
Используемая методическая литература:
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
1. «Развитие речи детей 5 – 7 лет О. С. Ушакова соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.
2. «Ознакомление дошкольников с литературой» 3 – 7 лет «О. С. Ушакова. Соответствует ФГОС ДО. ООО «ТЦ Сфера» 2012г.
3. Картотека тематических пальчиковых игр «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? соответствует ФГОС. Л. Н. Калмыкова. Издательство «Учитель» 2014г.
4. Пособие по экологическому образованию дошкольников. "Наш дом - природа". Рыжова Н. А. Москва. 1998г.
5. «Юный эколог" С. Н. Николаева. Москва. Мозаика - Синтез 2002г.
6. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.
7. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. Соответствует ФГОС, С. В. Машкова. Издательство Учитель 2015 год.
8. «Экологические проекты в детском саду». Соответствует ФГОС.
9. Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников. Н. Н. Леонова. Издательство «Детство – ПРЕСС» 2014 год. ФГОС.
10. «Прогулки в детском саду И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. В контексте ФГОС ДО. ТЦ Сфер