Наталья Попова
Проект «Детская библиотечка»
▼ Скачать + Заказать документы
В младшей группе «Солнышки» стартовал проект «Детская библиотечка»
В группе началась реализация проекта, который по длительности продлится вплоть до выпуска детей в школу.
В группе выявили проблему: у детей нет интереса к книге. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. В связи с этим мы приняли решение с помощью родителей оборудовать в группе библиотеку, созданную из любимых книг детей, принесённых из дома.
Публикация «Проект „Детская библиотечка“» размещена в разделах
Цель проекта : формирование интереса и потребности в слушании и восприятии художественного текста.
Участники проекта : дети 4-го года жизни, родители, воспитатели.
Краткосрочные задачи проекта :
создание пространства под детскую библиотечку;
формирование «книжной полочки» (контактируем с книгой; собираем книги);
«Детская полочка» работает: в процессе игры дети меняются ролями «библиотекарь-читатель».
Проектная деятельность в контексте данной линии включает сюжетно-ролевую игру.
Для решения поставленных задач на начальном этапе была создана предметно-развивающая среда в группе по художественно-речевому развитию. Для создания библиотечки любимых книг детям было предложено принести из дома любимые книги, которые читала им мама или другие члены семьи.
Долгосрочные задачи проекта решаются :
I. Через деятельность взрослого
1. Воспитание у детей уважительного, бережного, любовного отношения к книге.
2. Воспитание у детей уважительного и благодарного отношения к тем, кто принимал участие в создании книги.
3. Развитие у детей эстетического чувства по отношению к визуальному образу книги.
4. Знакомство с тем, как книга устроена: обложка, корешок, форзацы, внутренние страницы книги, включая титульный лист и его оборот.
5. Формирование у детей элементарных представлений о том, какой труд стоит за появлением каждой книги, о том, как именно создается книга (процесс и люди, которые в нем участвуют).
6. Донесение до ребенка на доступном ему уровне понятий:
автор, писатель, поэт, сказочник; художник-иллюстратор; читатели.
книжный текст, иллюстрации, герои (персонажи) книги;
часть книги, глава, названия глав, заголовки в книге (их визуальное отличие от остального текста);
книги пишут (сочиняют, издают, печатают; читают, слушают;
издательство и типография: в чем разница.
II. Через деятельность ребенка.
1. Овладение культурными навыками обращения с книгой:
бережем; аккуратно листаем, правильно (за уголок) переворачивая странички;
не рисуем и не раскрашиваем в книге (за исключением специально предназначенных для этой цели пособий);
2. Овладение умением расставлять книги на книжной полке (по формату, объему, другим критериям) : любуемся книжками, сложенными в стопку, поставленными в ряд («книжная полочка в детском саду» : эстетический ракурс).
3. Овладение умением ориентироваться в пространстве отдельной книги:
находим, не пользуясь оглавлением (по памяти или по имеющимся критериям/признакам) нужную страницу; пользуемся оглавлением (читающие дети);
ориентируемся на книжной ориентируемся на книжной странице: иллюстрации; текст (заголовки, абзацы основного текста, книжные строчки); поля на книжной странице (верхнее, нижнее, левое, правое); номера страниц.
4. Навигация в пространстве книги («книги-миры»). Образ заменяем: книга – дом со многими комнатами; книга – волшебная страна; книга – космос.
5. Пользование детской библиотекой :
посещение детской библиотеки (экскурсионная форма);
запись детей в библиотеку как пользователей;
выбор книги как развивающий процесс;
принятие правил обращения с библиотечной книгой;
принятие правил обращения со старыми книгами, их ценность и особая красота.
6. Взаимодействие с книгой как источником информации.
Культура восприятия книги:
добывание информации в процессе листания и рассматривания книги; культура визуального восприятия образа книги, книжной страницы;
добывание информации в процессе слушания; культура аудиального восприятия книги (взрослый читает – дети слушают);
добывание информации в процессе совмещения визуального и аудиального восприятия книги (взрослый читает – дети слушают и рассматривают).
Планируемый результат. Умение детей обращаться с книгой; уважение к книге как к культурному объекту, созданному людьми.