Папки-передвижки

Проект «Детский туризм — это интересно!»

Елена Новикова
Проект «Детский туризм — это интересно!»

Цели проекта для педагогов

: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Цели проекта для детей

: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Характеристика проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

Публикация «Проект „Детский туризм — это интересно!“» размещена в разделах

Участники: дошкольники 5-7лет (старшая и подготовительная к школе группа)

Сроки реализации проекта : 2 года (2015-2017гг)

Проблема: Туристическо-краеведческая деятельность дошкольников как основа духовно-нравственного воспитания недостаточно изучена нашим коллективом педагогов, у дошкольников не сформированы эколого-туристские знания и умения природопользования.

Актуальность.

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К. Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л. А. Гольденберг, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. И. Лазарев, П. И. Рычков, Н. А. Соболева, М. В. Соловьев, В. Н. Татищев, В. Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

В отечественной педагогике с давних времен (К. Д. Ушинским, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. Т. Сакулиной, Б. М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию?

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Цели проекта для детей : Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Цели проекта для педагогов : изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями г. Мантурово и Мантуровского района, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы Костромской области;

2. Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

3. Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию «открытий».

4. Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с разными видами туризма.

5. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города Мантурово; научить работать с компасом; повторить правила поведения в окружающей среде.

6. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу;

7. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Принципы детского туризма.

Методы:

Формы:

Формы работы:

Этапы работы:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

I этап

Установочный

Сентябрь 2015г Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу. Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

II этап

Внедренческий

Октябрь 2015- апрель 2017г Планирование совместной деятельности,

Сбор и систематизация информации,

Поисковая деятельность

Проведение бесед, игр, экскурсий и др.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

III этап

Презентационный

Май 2017г Подготовка к презентации. Презентация. Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Планируемые результаты:

Сформированы знания о детском туризме;

Знают представителей растений и животных Костромской области

Сформированы умения необходимые в туристическом походе. (Умение распределять туристические обязанности; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки и др).

Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану города, на макете детского сада; умение пользоваться компасом и др).

Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Продукт проекта :

1. Конспекты занятий, совместной деятельности, бесед, экскурсий и т. д.

2. Фотоальбом: «Мы-туристы»

3. Презентация о проекте.

Маршрутный лист – Блок № 1

Маршрутный лист – Блок № 2

Маршрутный лист – Блок № 3

Маршрутный лист – Блок № 4

Перспективный план

Блок Мероприятия цель

Сентябрь

Диагностика (1-2 неделя)

Мой детский сад Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде.

Мой город Мантурово Мой замечательный город (презентация)

Экскурсия на городской стадион в микрорайоне «Юбилейный» Расширять представления детей о спортивной жизни города: спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием

Природа родного края «Осень в родном городе» - пленер

Природа г. Мантурово в фотографиях местных жителей. – презентация.

Путешествие по экологической тропе д\с «Осеннее приключение» Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.

Мы - туристы Диагностическое задание «Что мы знаем о туризме» Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.

Октябрь

Мой детский сад Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной. - Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья,

- уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца, постельное белье; закрепить названия бытовых приборов;

-воспитывать уважение к труду взрослых

Мой город Мантурово Экскурсия к Лицею № 1. - Познакомить детей с учебным заведением.

Природа родного края Экскурсия – поход «Река Унжа»

«Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит» - беседа. - Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Унжа.

- Закреплять характерные особенности октября.

- Знакомить с народным праздником Покровом.

Мы - туристы Совместная деятельность: «Кто такие туристы. Туризм и его разновидности. Правила поведения на прогулке. Правила поведения на привале.

Игра «Угадай и расскажи», «Мы собираемся в поход» Познакомить с туризмом, видами, разновидностями. Правилами поведения на природе. В играх закреплять полученные знания.

Ноябрь

Мой детский сад Экскурсия в горницу. Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти.

Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

Мой город Мантурово Экскурсия в художественную школу. Познакомить детей с художественной школой. Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Закрепить знания о народно – прикладном искусстве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

Природа родного края «Кто живет в лесах Костромской области»- виртуальная экскурсия по лесам

Синичкин день - беседа

Закреплять знания детей об обитателях лесов Костромской области.

Закреплять знания детей об осени. Познакомить с праздниками Синичкин день и Кузьминки.

Мы - туристы Беседа : «Туристское снаряжение» Рассматривание предметов туристского снаряжения. Игры, эстафеты, практические занятия по использованию туристского снаряжения. Познакомить с туристским снаряжением. Научить самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения.

Декабрь

Мой детский сад Экскурсия в медицинский блок. Встреча со старшей медсестрой.

Познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой); показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи

Мой город Мантурово «Полезные богатства края» -экспериментирование.

1. Дать представления о природных богатствах Костромской области, более подробно о торфе.

2. Систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (сопоставление, обобщение, анализ, синтез)

Природа родного края Д/и «Растения нашего леса» составление альбома

«Зима – не лето, в шубу одето» - беседа Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Костромской области, в т. ч. на территории ДОУ. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.

Мы - туристы Беседы на тему : «Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение», «Знакомство с туристскими знаками»

Игра «Турист – следопыт»

Эстафеты соревновательного характера. Познакомить детей с элементарными топографическими и туристскими знаками. Учить их изображать на бумаге.

Январь

Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.

- в игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.

Мой город Мантурово Знакомство с картой – схемой «Наш – город»

«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, как празднуют Рождество в нашем городе. Познакомить с картой города Мантурово.

- Познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Природа родного края Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

«Зима - не лето, - в шубу одето»- беседа о погодных условиях в Косромской области

- Закреплять знания детей о животном и растительном мире Костромской области в игровой форме;

- Повторять знания детей о характерных особенностях зимы в Костромской области.

Мы - туристы Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.

Дидактические игры: «Нарисуй игрушки на листе бумаги», «Где план, а где рисунок?», «Нарисуй предметы в групповой комнате», экскурсия по группе с опорой на план, прогулка – поход по территории детского сада.

Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, д\с, на территории д\с); познакомить с планом, учить составлять план.

Февраль

Мой детский сад Экскурсия в музей воинской славы. Рассматривание экспонатов военной техники.

«На героя и слава бежит» - беседа о русских богатырях Продолжать знакомить с экспонатами музея в ДОУ и Лицее № 1. Воспитывать патриотизм.

Знакомить детей с русскими богатырями.

Мой город Мантурово «Дорогая моя столица области» Заочное путешествие по городу Кострома

«Масленица» - беседа, как празднуют масленицу в нашем городе. Фольклорный праздник. Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями областного центра –г. Кострома.

- Закреплять знания детей о народном празднике Масленица.

Природа родного края Составление кроссвордов о животных, растениях края: «Что это? Кто это?».

- Закреплять и расширять знание детей о животных Костромской области, учить составлять кроссворд.

Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход» Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.

Март

Мой детский сад Экскурсия в горницу. Экспонаты текстиля.

«Живет в народе песня» - беседа о русских народных песнях. Познакомить детей с рушником, одежда мужская (косоворотка, кафтан, кушак, женская (сарафан, передник, косынка)

Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Мой город Мантурово «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем. Познакомить детей с историей развития города Мантурово.

Природа родного края Экскурсия в парк. Деревья нашего края. Закреплять и расширять знания детей о деревьях Костромской области.

Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход» - Продолжать закреплять полученные знаний детей о туризме в игре «Туристический поход»

Апрель

Мой детский сад «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.

Мой город Мантурово «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов

Организовать выставку семейных проектов, продолжать знакомить детей с историей города.

Природа родного края День Птиц – акция «Скворечник»

Виртуальное путешествие в край гусей – Кологривский заповедник.

«День птиц» Викторина.

«Грач на горе – весна на дворе»-беседа Познакомить с русскими обычаями встречи весны.

Познакомить с Кологривским заповедником.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Мы - туристы Экскурсия на реку Унжа – Ледоход. Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять туристические знания на практике.

Май

Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике.

Мой город Мантурово Экскурсия «Аллея славы у памятника воину - освободителю»

«Традиции нашего народа» праздники, развлечения – альбом

«Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.

«Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа Познакомить детей с героями-земляками.

Природа родного края «Край родной, навек любимый» - игра «Поле чудес». Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края.

Мы - туристы Туристический слет, совместно с родителями. Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Перспективный план – работа с родителями.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

Октябрь Помощь в экскурсии к реке Унже.

Ноябрь Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

Декабрь Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»

Январь Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки)

Февраль Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Март Участие в фольклорном празднике «Масленица»

Изготовление скворечников.

Апрель Участие в акции «Зеленые ладошки земли»

«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов.

Май Совместный с детьми туристический слет.

Перспективный план – работа с педагогами.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Круглый стол: «Разработка и обсуждение проекта по туристско-краеведческой деятельности в доу»

Проведение диагностики по проекту.

Октябрь Организация экскурсии к реке Унже.

Ноябрь Организации «уголка туриста» в группе туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

Декабрь Консультация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Январь Организация «птичьей столовой» на участке (кормушки)

Февраль Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах.

Март Организация и проведение фольклорного праздника «Масленица»

Изготовление скворечников.

Апрель Организация акции «Зеленые ладошки земли»

«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов.

Май Организация туристического слета.

Проведение диагностики.

Подведение итогов проекта.

Словарь терминов

Деятельность – Занятие, труд.

Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.

Краеведение – Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.

Маршрут – Путь следования.

Перекус – Наскоро закусить.

Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.

Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.

Слёт – Прибывание на одно место с разных сторон. Массовое собрание прибывших из разных мест членов каких-нибудь коллективов.

Топографические знаки – знаки, которые используют для обозначения поверхности и взаимного расположения отдельных пунктов местности.

Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.

Турист – Человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».

Список используемой литературы

1. Большакова Е. Л. Мы – юные туристы / Е. Л. Большакова // Воспитатель. - 2008.- № 4 – С. 83-87

2. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004.- 116с.

3. Витушкина Н. А. Туризм и краеведение в детском саду / Н. А. Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

4. Коротковских Л. Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ / Л. Н. Коротковских// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 304 с. :ил.

6. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений- СПб: «Детство-Пресс», 2001. – 400с, ил.

7. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Спортивный досуг «Туризм» Ход праздника Звучит музыка. (Топ- топ, топает малыш). Дети входят в зал с песней: Топ-топ, топает турист По горам Кавказским вверх и.

Познавательный проект «Детский сад» .

Проект «Детский оркестр» Профессиональный проект по теме: «Приобщение детей к истокам русского народного творчества через оркестр» Музыкальный руководитель.

Проект «Детский сад будущего» Если и мечтать какой детский сад будущего должен быть в нашей стране, то, по моему мнению, он должен быть таким: Главный элемент любой структуры.

Проект «Детский сад и спорт» Проект "Детский сад и спорт" ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к спортсменам, прославившим Россию и желание заниматься физической культурой.

Проект «Математика — это интересно» Проект " Математика это интересно" Проблема: Исходя из поставленных задач программы «Воспитание и обучение детей от рождение до школы»подготовка.

Проект «Мой любимый детский сад» Совместный проект детей и педагогов. ПРОБЛЕМА: каким я хочу видеть «Мой любимый детский сад». ЦЕЛЬ: создание эмоционально - положительного.

Проект «Наш любимый детский сад» Тип проекта: педагогическое проектирование Сроки реализации: 3 месяца Возрастная группа: дети 3 – 4 года. .Актуальность проекта: Любовь.

Проект «Семья и детский сад» УЧАСТНИКИ: дети 9-ой группы, их родители и воспитатели. ЦЕЛЬ: познакомиться с историей семей наших детей. ЗАДАЧИ. 1. Знакомить детей с историей.

Проект «В детский сад с радостью!» Авторы и исполнители проекта: Провадкина Ю. В. -педагог-психолог, Глушкова Т. В. -воспитатель, Дрон Е. В. -воспитатель. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детский туризм — это интересно!»
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 15:03
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД